Баннер в шапке
МЕНЮ
частоты вещаний
Азнакай
107,1 FM
Аксубай
104,3 FM
Актаныш
103,1 FM
Апас
104,4 FM
Әбсәләм
105,3 FM
Әлмәт
92,9 FM
Базарлы матак
107,1 FM
Балык бистәсе
104,9 FM
Баулы
107,5 FM
Биләр
101,7 FM
Болгар
106,0 FM
Бөгелмә
101,7 FM
Буа
100,3 FM
Зәй
106,6 FM
Кадыбаш
105,2 FM
Казан
91,5 FM
Кайбыч
106,1 FM
Кама тамагы
71,51 FM
Кукмара
107,9 FM
Лениногорский
102,1 FM
Мамадыш
106,2 FM
Минзәлә
107,3 FM
Мөслим
100,0 FM
Нурлат
104,7 FM
Олы Әтнә
71,42 FM
Сарман
107,8 FM
Теләче
106,1 FM
Түбән Кама
102,6 FM
Чирмешән
107,7 FM
Чистай
103,0 FM
Чүпрәле
91,0 FM
Шәмәрдән
102,3 FM
Яңа чишмә
107,0 FM
Яр Чаллы
105,5 FM
сейчас в эфире
слушать эфир
смотреть эфир

Ученые единодушны: мензелинский говор близок к татарскому литературному языку

Портал «Миллиард.татар» опубликовал краткое изложение работы заместителя директора ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова Олега Хисамова о формировании мензелинского говора татарского языка.

Первый в тюркоязычном мире Диалектологический атлас языка

Одна из самостоятельных отраслей татарского языкознания – татарская диалектология - за почти вековое свое развитие достигла больших успехов. Особенно успешным в этом смысле был период 1960-2010 годов: за полвека небольшая группа диалектологов досконально изучила все распространенные в России татарские говоры. Татары первыми среди тюркских народов составили Диалектологический атлас языка, охватывающий 838 населенных пунктов. Наши диалектологи заложили основу лингвистической географии и ареальной лингвистики тюркских языков. Одновременно со сбором материалов для атласа они собрали ценную информацию для монографического изучения татарских говоров.

Наука диалектология изучает в основном разговорную речь жителей сельской местности определенных регионов. Татарские деревни дисперсно расположены на большой территории от Рязанской и Тамбовской областей на западе до Кемеровской области и Красноярского края на востоке, от реки Вилюй на севере и до Астраханской области на юге. Однако подавляющее большинство татар проживают в республиках Татарстан и Башкортостан. Распространенный на этих территориях татарский язык разделяется на три диалекта: средний (казанские татары), западный (мишаре) и восточный (сибирские татары).

Самый крупный из них - средний, он включает в себя многочисленные говоры, распространенные на большой территории, преимущественно в республиках Татарстан и Башкортостан и в близлежащих к ним регионах - в Челябинской, Курганской и Оренбургской областях. В науке установилось мнение, что носители среднего диалекта - казанские татары – это наследники волжских булгар, проживающие преимущественно на территориях своих предков. Сложность системы говоров этого диалекта связана с многими историческими факторами: ассимиляцией волжских булгар кипчакскими племенами, взаимодействием с соседними финно-угорскими, тюркскими, славянскими народами, частичной ассимиляцией этих народов татарами, религиозной изоляцией части татарского народа, территориальной удаленностью отдельных этнических групп от основной массы, усиливающимся влиянием мишарского диалекта и т.д.

В настоящее время средний диалект рассматривается как совокупность следующих говоров: группа говоров Заказанья (Атня, Лаишево, Балтаси, Мамадыш, Дубьязы), группа говоров горной стороны (Камское Устье, Нурлат, Тарханы – территория между Волгой и Свиягой), говор кряшен (говоры Заказанья, Нижнекамска – приграничные районы Татарстана и Башкортостана, говоры нагайбакский (Челябинская область), параньгинский (Марий Эл), мензелинский (восточные районы Татарстана, западные районы Башкортостана), бирский (среднее течение реки Белой в Башкортостане), нукрат-кистымский (Кировская область и Удмуртия), касимовский (Рязанская область), пермский (Пермский край), златоустовский и красноуфимский (северо-восточные районы Башкортостана, Свердловская область), ичкинский (Курганская и Челябинская области).

В основе всех татарских диалектов лежит древний кипчакский язык

Проведенные в последние годы исследования позволили более точно определить роль каждого диалекта в формировании татарского литературного языка. Татарские диалектологи пришли к выводу, что основу всех татарских диалектов - среднего, мишарского, диалекта сибирских татар (тобольский-иртышский, барабинский, томский диалекты) - составляет древний кипчакский язык.

Помимо кипчаков, важную роль в формировании татарского народа и его отдельных подгрупп играют также огузские племена. Как известно, огузские племена, занимавшие территории до Волги и Урала, в середине XI века были вытеснены с них кипчаками.

Имевший более длительные и тесные контакты с кипчаками регион анализируется в языковом аспекте в статье М.И. Ахметзянова «К этнолингвистическим процессам в бассейне р. Ик по материалам шеджере». Ученый считает, что до монгольских завоеваний в бассейне Ика проживали булгары и угры. К тому времени булгары массово переселились на эти территории с Волги. Часть угров под влиянием пришедших с юга кипчаков выдвигается на север и северо-восток, другая, приняв кипчакский язык, остается на местах своего проживания.

После событий 1552-1557 годов часть населения Казани и Заказанья, не желая жить под завоевателями, также переселяется в бассейн реки Ик.

В 1652-1657 годах начинается строительство оборонительных линий Закамья. В это время для участия в этих работах снова переселяют татар из Заказанья и западных областей. Таким образом, к XVII веку татары кипчако-ногайского происхождения становятся на этих землях большинством.

В соответствии с земельными владениями население этой территории (западные районы современного Башкортостана, восточные районы Татарстана) разделяется на три основных социальных сословия: тептяре, казанцы и башкиры. Из них наиболее высокий статус имело сословие башкир. Казанцы и тептяре были зависимы не только от государства, но и от владеющих землями башкир.

По языковым особенностям, методам хозяйствования, культурной и духовной жизни эти сословия ничем друг от друга не отличались. Не имеющие земель тептяре и казанцы разными путями старались попасть в сословие башкир, которое имело множество привилегий. Самым многочисленным сословием были тептяре.

В XVIII-XIX веках в научной литературе поднимаются дискуссии о том, какая этническая группа преобладала в тептярско-бобыльском сословии. Обратите внимание, этот факт показывает, что у ученых не было ни малейшего сомнения в том, что тептяре (а наряду с ними и башкиры) были не отдельной национальностью, а социальной группой. В трудах П.И. Рычкова, П. Небольсина и П. Кеппена подчеркивается, что среди тептяр было много татар. Несмотря на это, только в начале ХХ века представитель Общества археологии, истории и этнографии при Казанском императорском университете, татарский языковед и этнограф Галимзян Ахмаров в результате глубокого изучения их языка, культуры и быта приходит к итоговому мнению, что большинство тептяр были из татар. Ученый указывает, что язык, религия, обычаи и традиции, названия деревень тептяр доказывают их происхождение из Казанской и Вятской губерний.

Ученые единодушны: мензелинский говор близок к татарскому литературному языку

Первым языковые особенности татар в этом регионе с научной точки зрения изучил русский ученый А.Г. Бессонов. В 1881 году вышел его труд «О говорах Казанского татарского наречия и об отношении его к ближайшим к нему наречиям и языкам». В нем ученый сравнивает татарские говоры в регионе с говором казанских татар и приходит к мнению, что они не отличаются друг от друга. Он подчеркивает, что татарские говоры в регионе всего лишь в некоторой степени подверглись влиянию башкирского языка и мишарского говора. Правильность вывода Бессонова подтверждают также материалы Д.Б. Рамазановой, специально изучавшей говоры этой территории. Ученая приходит к выводу, что распространенные на юго-западе Башкортостана говоры сформировались, в некоторой степени, под влиянием мишарского диалекта.

Получивший в этом регионе широкое распространение и считающийся фонетической особенностью мензелинского говора согласный звук «d» А.Г. Бессонов идентифицирует с согласным «д». К слову, стоить отметить, что этот звук мы встречаем также и в записанных в 50-х годах прошлого столетия в Заказанье и районах горной стороны диалектологических текстах. То есть он присутствовал не только в мензелинском говоре, но и в других говорах среднего диалекта.

Свой вклад в изучение татарских говоров в регионе внес также известный тюрколог Н.Ф. Катанов. В 1898 году он на протяжении трех месяцев исследует говоры местного населения в Белебеевском уезде и приходит к выводу, что они разделяются на истинно башкирские, распространенные на востоке уезда, и говоры татар, проживающих на западе.

В этом вопросе также интересно мнение советского тюрколога, башкирского языковеда и диалектолога Ахнефа Юлдашева. Посвятивший ему всю свою жизнь ученый считает неправильным рассматривать северо-западный диалект в составе башкирского языка. Он всегда подчеркивал, что этот говор входит в средний диалект татарского языка, и отмечал, что он становится все ближе к татарскому литературному языку. Юлдашев проводит мысль, что говор никак не может быть включен в систему башкирского языка.

Лингвист-тюрколог Ж.Г. Киекбаев на основе своих исследований приходит к выводу, что в основе современного башкирского литературного языка лежат два диалекта – западный и южный. Он отрицает существование третьего диалекта и считает, что этот диалект относится к татарскому языку.

Помимо упомянутых ученых, свой вклад в изучение мензелинского говора внесли также Алмаз З.Г., Афлятунов А.Ш., Ахатов Г.Х., Баязитова Ф.С., Заляй Л.З., Махмутова Л.Т., Насипов И.С. Эти ученые единодушно подчеркивают близость мензелинского говора к татарскому литературному языку.

Сохраняя этнические и языковые особенности, татары продолжают существовать как один народ

Распространенный на довольно большой территории мензелинский говор является целостным по своим ядерным элементам. В то же время, с учетом периферийных элементов, лингвистических и экстралингвистических факторов, говор делится на основной, агрызский, янаульский и белебеевский подговоры.

К основным фонетическим особенностям говора, помимо использования указанного выше интердентального звука [d] (Беd, сабан туйы, димәйбеd, җийыын дибеd), относится применение в начале слова вместо согласного [й] согласного [җ]. Эта особенность - главная не только для говора, но и для всего среднего диалекта, она встречается во всех его говорах. Например, җафрак – яфрак, җозак – йозак, җон – йон, җөрү – йөрү и т.д.

Система согласных говора, в целом, не отличается от системы согласных литературного языка. Она очень близка к татарскому литературному языку и полностью сформировавшимся в период Казанского ханства говорам Заказанья и горной стороны. Это и понятно, поскольку после падения Казанского ханства основное население ханства ищет приюта на святых землях своих предков. Как уже было сказано, начиная с IX-Х веков с предгорий Урала в бассейн Волги начинают стекаться бесчисленные кипчакские группы.

Своеобразие нашло отражение лишь в звуковом отношении. Например, в некоторых словах вместо [д] литературного языка используется звонкий спирант [з]: бозай – бодай, Изел – Идел, казак – кадак и т.д.

В говоре вместо дифтонга литературного языка ый/-ий используется дифтонг -ай/-әй. Это явление также нельзя назвать уникальным, присущим только этому говору. Дифтонг активно используется также в некоторых говорах среднего диалекта и в восточных диалектах, а до начала ХХ века обнаруживается и в татарской литературной письменной речи.

Некоторые грамматические особенности: местоимения мин, син в дательном падеже могут быть применены в варианте мийә/сийә, миңә/сиңә. Например, Шул wахытта мийа қыстыбый китерде.

Еще одной особенностью говора является применение в нем указательных местоимений анау//анаwу//анаwы//анаwу, монау//монаwу//монаwы//монаw. Иногда к местоимению монау присоединяется аффикс принадлежности, и тогда получается вариант монаусы. Например, Монаусы матур.

Используются специфические вопросительные местоимения: кем, ний, нәрсә//нәрсәкәй//нәстә//нәстәкәй//нийәстә//нийәстәкәй//нәмәрсә//нәмәрсәкәй, ничә, ничек, кайсылай, нихәлле, ник, нигә//нәрсәкәйгә//нәмәрсәгә//нийәстәкәйгә и т. д.; күпме, кайа, қайан, қайчан//качан, қайсы, нинди. Например, Нәрсәкәй сөйлиләр, бич йаза барасыз. Нийәстәкәй сора, шуны бирә ул.

В некоторых населенных пунктах инфинитивные формы -мак, -ма, -мага используются вместе с модальным словом «кирәк»: Төбә ничек буйамақ кирәк, изән бийап күз тондо. Запасқа әпәй алып чықма кирәк.

Подводя итог, мы приходим к следующему выводу. В каждом диалекте татарского языка, наряду с общим кипчакским фоном, присутствуют и другие признаки, составляющие присущие только этому диалекту особенности. В зависимости от разных этнических групп, участвовавших в его формировании (булгарские, финно-угорские, угорские (югор), кетские, самодийские племена), каждый диалект прошел присущий только ему путь развития. Но татарские диалекты, несмотря на наличие группы отличительных признаков, составляют неотъемлемую часть нашего национального языка. Наблюдающиеся в системе диалектов отличия не отделяют друг от друга говорящие на этих диалектах народы.

Общая историческая судьба, духовная и материальная культура создали историческую, языковую, духовную и культурную общность татарского народа. На сегодняшний день татары, сохраняя отдельные этнические и языковые особенности, продолжают существовать как один народ, одна нация. Существование с древних времен на разных географических широтах в тесном контакте с соплеменниками или с представителями других народов стало причиной возникновения у каждого диалекта, каждого говора присущих только им особенностей. И в таких условиях татарский народ, сохранив целостность родного языка, не поддавшись сильному влиянию других языков – родственных, языков другой языковой семьи или доминирующего языка - сумел сохранить для нас, живущих ныне, свои силу и мощь, ум и проницательность.

tnv.ru
Другие новости
Загрузка
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий:
Баннер в футере
ООО "Сельхозснаб"
ООО "Сельхозснаб"
АБД-дом там, где мы
АБД-дом там, где мы
АГРО-РОСТ
АГРО-РОСТ
ИДЕЛЬ списание долгов
ИДЕЛЬ списание долгов
КАН АВТО
КАН АВТО
КОЛЬЦО
КОЛЬЦО
ЛОТОС-МЕД
ЛОТОС-МЕД
Мастерская Мустаевой
Мастерская Мустаевой
Общественный Фонд татарской культуры Республики Татарстан имени Рашита Вагапова
Общественный Фонд татарской культуры Республики Татарстан имени Рашита Вагапова
Профсоюз ОАО "Татнефть"
Профсоюз ОАО "Татнефть"
СОЛИДКОРМ
СОЛИДКОРМ
ТАНК
ТАНК
ЦДМ
ЦДМ
ООО «ДаМилк-Агро»
ООО «ДаМилк-Агро»
Компания "Сабинские окна"
Компания "Сабинские окна"