Ведущие "Болгар радиосы"
МЕНЮ
частоты вещаний
Азнакай
107,1 FM
Аксубай
104,3 FM
Актаныш
103,1 FM
Апас
104,4 FM
Әбсәләм
105,3 FM
Әлмәт
92,9 FM
Базарлы матак
107,1 FM
Балык бистәсе
104,9 FM
Баулы
107,5 FM
Биләр
101,7 FM
Болгар
106,0 FM
Бөгелмә
101,7 FM
Буа
100,3 FM
Зәй
106,6 FM
Кадыбаш
105,2 FM
Казан
91,5 FM
Кайбыч
106,1 FM
Кама тамагы
71,51 FM
Кукмара
107,9 FM
Лениногорский
102,1 FM
Мамадыш
106,2 FM
Минзәлә
107,3 FM
Мөслим
100,0 FM
Нурлат
104,7 FM
Олы Әтнә
71,42 FM
Сарман
107,8 FM
Теләче
106,1 FM
Түбән Кама
102,6 FM
Чирмешән
107,7 FM
Чистай
103,0 FM
Чүпрәле
91,0 FM
Шәмәрдән
102,3 FM
Яңа чишмә
107,0 FM
Яр Чаллы
105,5 FM
сейчас в эфире
слушать эфир
смотреть эфир

Традиционный татарский костюм: калфак с перьями, платье с вырезом, изю с камнями и ичиги на платформе

В современной Казани можно найти всего лишь 2-3 магазина, где представлены коллекции, вдохновленные традициями татарского народного костюма. Это как своеобразные площадки для популяризации национального костюма. Но хочется ли современным модницам надевать на себя платья, сапоги, калфак (мини-шляпки) из XVIII века? Такие найдутся, и на наш взгляд лишь в коллаборациях с музеями. Т.к. креативное познание мира делает музейные вещи живыми. То, что еще недавно казалось декоративным излишеством, сегодня становится средством передвижения. О базовом наборе традиционного женского татарского костюма в материале ТНВ.


«Детали на голове»

Говоря слово «калфак», мы сразу обозначаем национальную принадлежность модниц к этому головному убору. Однако, следование стереотипам в современном мире уже не актуально. Сегодня, надеть калфак себе может позволить человек любой национальности, в любой точке мира. Вспомнить хотя бы Марину Цветаеву и Айсидору Дункан, которые носили татарские ичиги. Калфак, остался традиционным головным убором и в наши дни. Хочется немного окунутся в историю, чтобы читатель имел представление об этом необычном и эстетически красивом головном уборе.

Например, в XVIII веке были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфаки с вышивкой и надевались на всю голову. Позже на калфаках делали аппликации синелью, использовали ушковую технику, а также блестки, золоте и серебряные нити. На калфаке вышивали рельефные, многооттеночные крупные элементы цветов из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков. Также были популярны большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.

К середине уже XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Такие калфаки носились под платком или шалью. Позже маленькие, изящные калфаки начали украшать белым и цветным бисером. Ну чем не национальное ар-деко? Калфак – это пример того, что можно надевать не только на свадьбы, вечеринки, скачки или выступления. Его можно подобрать даже к пижаме, сидя дома в сложное пандемийное время!



«Такое ли традиционное, это татарское платье?»

В число элементов татарской традиционной одежды барышень входили рубаха, нижний нагрудник и штаны. Рубаха служила нательной одеждой и платьем. Под платье нередко надевали нижнюю рубаху, сшитую из легкой ткани с короткими рукавами, без воротника. Поверх нее надевали распашную одежду. Рубаха была туникообразного покроя и со скошенными и сшивными плечиками, закругленными проймами для рукавов.

В середине XIX в. у состоятельных татарок рубахи шились из дорогих тканей, типа легкого шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и тонкой парчи. Эти рубахи украшались разноцветными шелковыми и атласными лентами и кружевами, позументными кистями и тесьмами. Этот стиль рубах можно сравнить со стилем бохо. А бохо это - этнические мотивы, сочетание в одном образе элементов цыганского и хиппи стилей.

А вот в начале XX века среди татарской интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды (это когда платье было длиной до колен или чуть ниже с заниженной талией, не подчеркивало талию и бедра. Они активно популяризируются и в наши дни).

«Хочешь выделиться? – Сшей изю!»

Это женский нагрудник. Да-да! Он был предназначен для прикрывания глубокого выреза платья, который позже превратился в элемент элегантного декора и обязательным элементом женского татарского народного костюма. Традиционно татарская модница создавала себе изю сама, проявив фантазию и чувство стиля. На ткань полукруглой формы нашивались разноцветные ленты, бисер, золотые и серебряные позументы, на края пришивались бахрома. Также их украшали монетами, фигурными бляшками, бусинами, ажурными пуговицами. Этот нагрудник пришивался прямо на платье, а позже это стало неудобным и его просто завязывали на шее. В нашей современности ложные украшения стали основой многих подиумных коллекций, и интерес к ним стабильно высок уже несколько столетий. В национальном музее в Казани представлены разные вариации этого украшения и не впечатлять – они не могут.

«Хочешь выделиться? – Сшей изю!»

Это женский нагрудник. Да-да! Он был предназначен для прикрывания глубокого выреза платья, который позже превратился в элемент элегантного декора и обязательным элементом женского татарского народного костюма. Традиционно татарская модница создавала себе изю сама, проявив фантазию и чувство стиля. На ткань полукруглой формы нашивались разноцветные ленты, бисер, золотые и серебряные позументы, на края пришивались бахрома. Также их украшали монетами, фигурными бляшками, бусинами, ажурными пуговицами. Этот нагрудник пришивался прямо на платье, а позже это стало неудобным и его просто завязывали на шее. В нашей современности ложные украшения стали основой многих подиумных коллекций, и интерес к ним стабильно высок уже несколько столетий. В национальном музее в Казани представлены разные вариации этого украшения и не впечатлять – они не могут.

«Ичиги – лучший показатель татарской этноспецифики»

«Татарские сапоги? Это как?». Очень просто это можно объяснить так: «Ичиги – это кусочки цветной кожи, соединенные в единый орнамент в виде мозаики». Татарская традиционная обувь имела преимущественно башмаковидную форму, т.е. отдельно кроились верх и подошва. Ичиги были высоким голенищем и в виде женских туфелек. Женские ичиги и туфли шили из сыромятной конской или коровьей кожи. Сапоги, туфли и туфли-мюли были на небольшом каблучке. Стоит отметить, что туфли-мюли предназначены для свиданий с городом, а необычный орнамент поможет выделиться из толпы.

Говоря о популяризации традиционного татарского костюма, хочется отметить, что современным модницам было бы приятно увидеть, изучить и примерить коллаборации музеев с современными брендами одежды, т.к. в музее наиболее полно представлен народный костюм. Не стоит отрицать, что создавать современные вещи куда проще, опираясь на традицию. Из всей обширной линейки татарского традиционного женского костюма можно выбрать три вещи – калфак, платье и ичиги (туфли). И конечно важно помнить о современном комфорте.

Регина Ягафарова
tnv.ru
Другие новости
Загрузка
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий:
Баннер в футере
ООО "Сельхозснаб"
ООО "Сельхозснаб"
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский сельскохозяйственный центр»
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский сельскохозяйственный центр»
Ассоциация "Семена Татарстана"
Ассоциация "Семена Татарстана"
Мебельная территория
Мебельная территория
Общественный Фонд татарской культуры Республики Татарстан имени Рашита Вагапова
Общественный Фонд татарской культуры Республики Татарстан имени Рашита Вагапова
ООО «Пестречинка»
ООО «Пестречинка»
Официальный дилер ряда марок легковых автомобилей. ТрансТехСервис
Официальный дилер ряда марок легковых автомобилей. ТрансТехСервис
Профсоюз ОАО "Татнефть"
Профсоюз ОАО "Татнефть"
Финпром
Финпром
ООО «ДаМилк-Агро»
ООО «ДаМилк-Агро»
Компания "Вот такие окна"
Компания "Вот такие окна"
Компания "Сабинские окна"
Компания "Сабинские окна"