Ведущие "Болгар радиосы"
МЕНЮ
частоты вещаний
Азнакай
107,1 FM
Аксубай
104,3 FM
Актаныш
103,1 FM
Апас
104,4 FM
Әбсәләм
105,3 FM
Әлмәт
92,9 FM
Базарлы матак
107,1 FM
Балык бистәсе
104,9 FM
Баулы
107,5 FM
Биләр
101,7 FM
Болгар
106,0 FM
Бөгелмә
101,7 FM
Буа
100,3 FM
Зәй
106,6 FM
Кадыбаш
105,2 FM
Казан
91,5 FM
Кайбыч
106,1 FM
Кама тамагы
71,51 FM
Кукмара
107,9 FM
Лениногорский
102,1 FM
Мамадыш
106,2 FM
Минзәлә
107,3 FM
Мөслим
100,0 FM
Нурлат
104,7 FM
Олы Әтнә
71,42 FM
Сарман
107,8 FM
Теләче
106,1 FM
Түбән Кама
102,6 FM
Чирмешән
107,7 FM
Чистай
103,0 FM
Чүпрәле
91,0 FM
Шәмәрдән
102,3 FM
Яңа чишмә
107,0 FM
Яр Чаллы
105,5 FM
сейчас в эфире
слушать эфир
смотреть эфир

Дина Гатина-Шафикова: «Если раньше модно было быть как все, то сейчас молодежь отличается тем, что модно быть другим»

В новом проекте на телеканале ТНВ почти ежедневно в будние дни будут выходить интервью с выдающимися татарскими учеными и экспертами.

Сорок седьмым героем специального проекта стала научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Дина Гатина-Шафикова. Ее исследовательскими интересами являются: этнология, визуальная антропология, татарский костюм, история татар.

В интервью корреспонденту ТНВ Гатина-Шафикова рассказала о татарском костюмном комплексе XVIII-XIX веков, об особенностях в одежде у татар кряшен, мишар и касимовских, а также об отличительной яркости татар.


«Татарки – очень большие модницы»

- Говорят, что по традиционному костюму того или иного народа можно судить об истории этого народа. Когда начал зарождаться традиционный костюм татар?

- Говорить о костюме можно много и долго. Но нужно понимать, что история без костюма невозможна! Когда появилось человечество и начало себя осознавать, то уже тогда начали носить первую одежду. Тут уже необходимо понимать о самосознании себя и понимание кто ты есть татарин или татарка. Наиболее яркие источники татарского костюма это источники XVIII-XIX века. Сохранилось достаточно много музейных коллекций XIX века, а более ранний период – это только визуальный материал.

- Т.е. мы сегодня можем увидеть те элементы национального костюма, которые были даже в XVIII веке?

- В XVIII веке скорее всего нет, это именно визуализация, когда рисовали. В XVIII веке открылась Академия наук в Петербурге, было очень много экспедиций и именно в них зарисовывали костюмные комплексы разных народов Российской империи.

- А какие основные элементы были у татар?

- Основной элемент костюмного комплекса это, безусловно, рубаха. Причем рубаха туникообразная, длинная как у мужчин так и у женщин. Мужская рубаха была практически до колен. Для народов окружающих татар, финно-угров, славянских народов были характерны короткие рубахи, у женщин рубахи были до щиколотки. Второй и наиболее значимый элемент татар – это штаны с широким шагом. Они были в форме буквы «п», т.е. две штанины, которые посередине соединялись куском ткани. Такие штаны были характерны для многих тюркских народов.

К татарскому костюмному комплексу относится и камзол, сейчас его называют жилет. Они были разными, как с рукавами, так и без. А к концу XIX века они начали укорачиваться и становится более приталенными, хотя изначально были до колен. Также были украшения, которые показывали статус, пол, возрастные различия. Мужские костюмы, конечно, всегда чуть проще, более практичные, а женщины всегда себя украшали.

- А модницы были у татар?

- Татарки – очень большие модницы как сейчас, так и тогда. Они видя как одеваются другие народы, перенимали какие-то интересные им элементы и украшали себя. Например, в конце XIX века у татарских женщин в моде появляется турнюр. Это небольшая накладочка на платье в нижней части талии, чтобы сделать формы более изящными. Сначала эта мода приходит в Европу, затем к русским красавицам, а татарки увидев такой элемент одежды, тоже решили его использовать в своем костюмном комплексе.

- Еще ведь у татарских женщин были красивые украшения…

- Они любили различные каменья, яркие шелковые ткани на нагрудниках - изю. Вообще нагрудники были характерны для разных народов. Но именно у казанских татар в городской среде изю отличались украшением шелковых лент, позументными лентами, какими-либо бляхами. Если говорить про финно-угров и другие народы, в основном нагрудники украшались серебряными рублями, какими-либо нашивками.

- Правду ли говорят, что услышать татарку можно было издалека? Потому что она шла, а ее украшения звенели…

- Вообще тюркские народы любили себя украшать. Когда я была в Башкирии, то там говорили то же самое, что когда идет башкирская женщина, то ее отовсюду слышно. Т.е. в этом плане мы схожи.

- Сколько килограммов украшений и тканей носили на себе женщины? Кто-то считал это?

- Можно даже почитать Фукса! У него написана стоимость костюмного комплекса зажиточной татарки, и сколько он весил кг. Например, шелковое платье было достаточно тяжелым, плюс еще камзол, который украшался и мехом и позументом, различными нашивками. Также головные уборы, которые украшались не только вышивкой (металлическими нитями), но и бахромой, галунами, которые также утяжеляли костюм. Но также необходимо не забывать и о ювелирных украшениях, которые были на голове, на шее, на руках и на груди – все это прибавляло вес.

- Даже знаменитый калфак…

- Но необходимо понимать, что это не единственный головной убор. Калфак он был как волосник, который закрывал головы, затем было покрывало, и могла быть еще шапка.



«Если посмотреть фотографии городских модниц начала XX века – там уже городские, светские дамы у которых платья стиля модерн»



- У русских женщин, после того как она выходила замуж у нее сразу менялся национальный костюм. Были ли у татар такие различия?

- До середины XIX века практически у всех народов очень четко прослеживалась половая возрастная разница в костюмном комплексе. Уже к концу XIX века эти границы стираются. Это очень заметно у татар по головному убору. Незамужняя татарская девушка могла надеть калфак, но при этом не закрывать свои волосы, косы закрывались различными украшениями для волос – накосники и чулпа на конце кос. Причем головной убор мог быть шапкообразный – это кетежи (небольшие шапочки, которые напоминают пилотки). А замужняя девушка уже должна была прикрыть шею, руки, т.е. кроме калфака появляется покрывало и шапка.

- А в летнее время?

- Покрывало, которое по фактуре было полегче. У зажиточных слоев населения были шелковые, тяжелые покрывала. В селе носили покрывала из хлопчатобумажной ткани.

- Сегодня некоторые татарские женщины одевают закрытый с ног до головы костюм. Это соответствует татарскому традиционному костюму или нет?

- Необходимо понимать, что татарская женщина себя прикрывала. Вспоминая даже журналы первой трети XX века «Яшел» «Ялт йолт» - в них есть юмористические картинки, их называют как женщины-сташки – это женщины покрытые, они делали это, выходя на улицу. Также многие женщины носили чапан, который был как бы с капюшоном.

- Говорят, что мода изменчива и постоянно возвращается, можно ли взять какие-то элементы именно того традиционного костюма в нашей современности?

- Можем, но что? Нам сейчас очень повезло у нас появилась мода на oversize – это одежда свободного кроя. Сейчас многие девушки носят платья, которые были характерны для конца XIX века. Это воротник-стойка, длинный рукав, свободный крой, отрезное по талии. Если посмотреть фотографии городских модниц начала XX века – там уже городские, светские дамы у которых платья стиля модерн. Если вообще эти модели платьев были обтягивающими, то у татарок они были свободными.

В цветах татары любили полихромию. Как тогда, так и сейчас. При том необходимо отметить, что они очень деликатно подбирали цвета. Если посмотреть на калфаки более раннего варианта, они были из трикотажного шелка и украшены вышивкой. Одна из характерных вышивок – ушковая техника, это когда кусочек ткани складывался в 3-4 раза и образовывалось маленькое ушко, и эти ушки образовывались от 100 до 200 единиц, образовывая розетку цветка. Но к концу XIX века когда появляются мануфактуры, то становится популярна вышивка канителью.

- Это же очень сложно и дорого?

- Возвращаясь к современности, безусловно это дорого!

- А как же тогда шить, чтоб это стало массовым?

- У нас есть мастера, которые делают копии, причем достаточно дорогие. И их покупают на праздники, свадьбы, для походов в театр. Но если говорить о массовом производстве, то очень многое переходит в разряд украшений. И то, что было металлом, становится узором на ткани. Почему бы и нет?

- Ведь татарскую одежду возили даже на международные выставки…

- Да! Эта выставка проходит не один год, на ней активно выставляются татарские мастера. Туда возили и кожаную мозаику, калфаки.

- Даже Айседора Дункан носила татарские сапожки…

- Да! Необходимо отметить, что они были не расписными, это была кожаная мозаика. Этот товар выходил не только на российский рынок, но и на международный.

- А что стало с фабриками, которые шили эти сапожки?

- Арская фабрика существовала много лет. К сожалению, XX век внес свои коррективы. Случилась урбанизация, когда сельское население активно переезжало в город и там уже не нужна была этнография. Была необходима простая в обиходе одежда, которая быстро стиралась и не усложняла жизнь. Но, при этом сапоги все равно существовали.

На мужских сапогах кожаной мозаики практически не было. Считалось моветоном, что мужчина себя украшает.

У татар обувь была в первую очередь башмаковидной формы, т.е. верхняя часть сапога пришивалась отдельно от подошвы. А женская туфелька сшивалась отдельно сначала передняя часть, а затем задняя и они соединялись посередине. Эта обувь и отличалась этим от других народов. Кожаная мозаика тоже активно использовал на женских туфельках. Они могли быть из кожи, из бархата, украшались вышивкой и позументом и канителью, а также нашивками из шелковой ткани. Туфли были с открытой пяткой, с заостренным носиком, с тупым носиком, а в начале XX века уже чисто модерн.



«Татары народ яркий, что тогда, что сейчас»



- Все наследие наших этнографов, которое они собирали по крупицам по деревням, где это можно увидеть сегодня?

- У нас в Институте истории есть визуальный архив. Этнографы не просто собирали вещи в сундук, а они писали книги. Большая беда современного поколения – мы не читаем. А книги есть, в магазинах и библиотеках. Второй путь – это музей. М третий путь – в интернете появился каталог, где собраны коллекции со всей России. Хочешь узнать ,как выглядел калфак в оренбургской области? Все можно найти на сайте!

- А какую обувь носили в деревнях?

- Тоже любили кожу, но если носили то только на праздники. Но, конечно, люди не могли пойти в поле в кожаной обуви. Но если мы говорим о лаптях, то передняя часть была прямого плетения, а у других народов оно шло по косой.

- Как менялась одежда в зависимости от территории проживания татар?

- Основа была одна. Но были нюансы в зависимости от территориальных комплексов. Например, у казанских татар черный цвет не использовался, а например у башкир очень много черного цвета в костюмном комплексе. И у приуральских татар уже появляется черный цвет. У казанских татар был женский головной убор – тастар, это головное полотенце. Оно рано вышло из обихода и уже в XIX веке не встречалось. А у мишар и касимовских татар это было. А у кряшен очень много использовалось домотканины, что не характерно для казанских татар.

Говоря о головных уборах, то урпек – не надевала молодая девушка, это большое треугольное одеяло, которое достигало 2,5 метров и его носили пожилые женщины.

- Почему татары так хотели все время выделяться?

- Потому что татары народ яркий, что тогда, что сейчас! Не только в плане танцующих и поющих, но и умственных способностей. Были разные поэты, ученые. Первая женщина, которая побывала в Сорбонне – это Сара Шакулова. И даже в таких мелочах как одежда – они старались показать свою разность и инокость.

tnv.ru
Другие новости
Загрузка
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий:
Баннер в футере
ООО "Сельхозснаб"
ООО "Сельхозснаб"
АБД-дом там, где мы
АБД-дом там, где мы
АГРО-РОСТ
АГРО-РОСТ
ИДЕЛЬ списание долгов
ИДЕЛЬ списание долгов
КАН АВТО
КАН АВТО
КОЛЬЦО
КОЛЬЦО
ЛОТОС-МЕД
ЛОТОС-МЕД
Мастерская Мустаевой
Мастерская Мустаевой
Общественный Фонд татарской культуры Республики Татарстан имени Рашита Вагапова
Общественный Фонд татарской культуры Республики Татарстан имени Рашита Вагапова
Профсоюз ОАО "Татнефть"
Профсоюз ОАО "Татнефть"
СОЛИДКОРМ
СОЛИДКОРМ
ТАНК
ТАНК
ЦДМ
ЦДМ
ООО «ДаМилк-Агро»
ООО «ДаМилк-Агро»
Компания "Сабинские окна"
Компания "Сабинские окна"