Руслан Айсин: «Язык принадлежит народу как чистое откровение»
3 февраля 2021
Новости республики
ТНВ представляет интервью с историком, политологом и руководителем концептуальной площадки «ТатПолит» в рамках специального проекта «7 дней плюс».
В новом проекте на телеканале ТНВ почти ежедневно в будние дни будут выходить интервью с выдающимися татарскими учеными и экспертами.
Двадцать седьмым героем специального проекта стал историк, политолог, руководитель концептуальной площадки «ТатПолит» Руслан Айсин. Это вторая часть интервью с историком.
В интервью корреспонденту ТНВ Айсин рассказал о том, как Татарстан достиг своего благополучия, об экономике как об интеллектуальном элементе, а также о том, что молодежь является двигателем будущего татарского мира.
«А что ты сделал для татарского народа? Дай своему ребенку основы татарского языка и они отзовутся большим эхом по всему татарскому миру»
- Когда мы говорим о единстве того или иного народа, в данном случае татарского народа, мы конечно сразу понимаем, что речь идет именно о языке, эта тема единственная в ближайшие месяцы будет звучать достаточно остро в связи с предстоящей Переписью населения. Мы понимаем, что это будет тоже вопрос идентичности, конечно. И здесь, в Татарстане, ждут некоего единства от татар, проживающих за пределами республики, потому что мы понимаем, что будет стоять перед многими татарами дилемма. Наверное, у вас такие случаи были, когда человек начинает просто спрашивать сам себя и окружающих: «А зачем мне записываться, например, татарином, если у меня есть более денежное, скажем, или какое-то конъюнктурное предложение записаться каким-то другим, если есть такая возможность?». Зачем татарину, который знает, что он татарин записываться татарином?
- Помимо общих, скажем философско-гуманитарных вопросов, что мы принадлежим к единому цивилизационному пространству, что это наша дань предкам уважения, что это сохранение нашей уникальности, мы все уникальны по-своему. Возьми 100 человек и каждый скажет, что я не похож на этого человека, не только внешне, у меня есть богатый внутренний мир. Также и у народов есть богатый внутренний мир, он отличается от другого, в этом ничего плохого нет, но есть более утилитарный вопросы, про который вы сейчас упомянули. Когда в регионах говорят: «А зачем записываться татарином?». Перепись для чего нужна? Она была введена государством, не просто для того, чтобы вести учет населения, но и понимать…
- На счет интересов, конечно.
- Конечно. И чтобы понимать, сколько школ построить в деревнях, сколько больниц построить, где есть смысл поддерживать инфраструктуры, а где нет. Так вот ничего не поделаешь, у государства тоже не резиновая возможность. А когда ты записываешься татарином, и, например, количество, вот этой страны выросло, то татары могут прийти к местным властям и сказать, например: «Наше количество выросло и нам необходимы дополнительные школы, нам необходим собственный культурный центр, нам необходимы передачи на радио». Это такие утилитарные, но очень простые вещи и, исходя из этого, государственная власть ориентируется, потому что чиновничья система работает по фактам, по цифрам и по подсчетам. Когда ты придешь и скажешь, мы такой богатый и хороший народ, вам скажут: «Ну, да, слов нет, но понимаете, у меня такой бюджет». И тоже самое к Татарстану будут относится, когда Руслан Нургалиевич ездит в Москву, например, и спрашивает, что необходимо столько-то денег на развитие, скажем татарской культуры и у него будет дополнительный довод сказать, что количество татар выросло, что татары из Средней Азии приезжают в Россию, на свою историческую родину. Им необходима дополнительная культурная инфраструктура это общеизвестный факт и от каждого из нас зависит этот момент, сколько денег на культуру будет передано федеральному, на местных уровнях. Самые простые вещи, что можно объяснить буквально на пальцах
- То есть, записывая себя татарином, я, в общем, помогаю развитию национальной культуры в том или ином регионе, в котором я давно не проживаю?
- Да и на местности и в общем масштабе. Понимаете, приезжают татары в Казань, восхищаются темпами строительства, как все облагорожено, как Татарстан помогает татарам, но это ведь не просто так было достигнуто. Это за счет силы татарского мира, за счет силы политической элиты Татарстана. Но Татарстан опирается на свою общину, на татар, на эту силу, а она, я имею в виду татарская масса, должна опираться на Татарстан. То есть, это такие два взаимодополняющих потока, если один из них притормозить, то будет тормозить и второй. Это очень важно знать, но выезжаешь куда-нибудь в регион, и говорят: «Татарстан мало помогает». Хорошо, тогда можно использовать известный девиз Кеннеди: «А что ты сделал для Америки?», а что ты сделал для татарского народа? Сначала сделай что-то тоже, это будет маленькая абсолютно ничего не значащая фактура! Дай своему ребенку основы татарского языка, элементарные вещи и они отзовутся большим эхом по всему татарскому миру.
- Как вы считаете, сейчас время молодежи? Вы ведь сами были в прошлом председателем Американского фонда молодежи. Сейчас время молодежи, только молодежь может вынести на своих плечах эту задачу?
- Как говорится, молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. Конечно, молодые люди более мобильны и конечно, они обладают всевозможными технологиями, как говорят скилсами. Я смотрю, и дочь меня уже по некоторым параметрам обгоняет, потому что я как губка уже не могу впитывать столько как молодежь. И конечно на них тоже лежит большая ответственность, мы можем, я уже как старик говорю, как представитель среднего возраста, но все-таки. Наша задача - сохранить эту связующую нить с молодежью, чтобы молодежь не ушла под воздействием глобализма. Строить карьеру – это хорошо, но нельзя забывать, что есть основа, а без основы мы ведь далеко не уйдем. Если нет фундамента, дом перекосится через год в лучшем случае. Поэтому я думаю, что молодежи важно донести, что язык это не просто абстракция, язык это система мировоззрения, ощущения. Например, говорят, некоторые слова не переводятся, и в татарском они есть, то же слово «моң». Есть в финском языке такое понятие, когда ты сидишь у камина в расслаблении от того, что все ушли из дома, и ты ощущаешь какую-то истому. Чтобы выразить это слово, я три предложения сказал, в каждом народе это есть и оно ментально отображается, то есть если вы забываете язык, вы частичку себя отдаете, все равно что, по фаланге пальца отрезать, никто в здравом уме это не будет делать, поэтому здесь тоже самое. Давайте понимать, что мы не только физиологическое существо, но еще и духовное и экзистенциальное, то есть смысл жизни. Человек рано или поздно задумывается, а зачем я живу, зачем я сына своего воспитываю, дочь. То есть, чтобы пролонгировать себя, а пролонгация себя это значит, ты пролонгируешь и духовное наследие, которое в тебя вложили с вою очередь твои предки.
«Наверное, тот маразм, который мы проявляем, это от истощения, от того, что мы слишком много бегаем и занимаемся накопительством и истощились. Наверное, пора бы нам присесть и подумать о вечном»
- Для этого вы используете сейчас многочисленные интернет-площадки, где вы представлены? У вас есть журнал, у вас есть соцсети, вы раздаете много интервью. Через эти ресурсы теперь нужно влиять?
- Да, но что греха таить сейчас, к сожалению, с эпохой ковида, мы все переходим на онлайн формат и наши родители. У меня мама использует активно смартфон и конечно это самый эффективный инструмент донесения информации, мыслей, вообще коммуникации. Поэтому татарам ведь сам Бог велел этим заниматься, потому что мы десперсно расселенный народ и создание единого информационного поля это возможность для нас объединиться.
- Пресловутый глобализм добрался до нас не в виде какой-то идеи европейской свободы, он добрался до нас в виде самой простой конструкции, в основе которой собственно лежат деньги, а не какие-то идейный качества человека…
- Да, к сожалению, мы восприняли это по призыву, по девизу «обогащайтесь», но не духовно, а материально. В конечном итоге мы, конечно, увидим, что можно конечно обогатиться, но в какой-то момент настанет и наступит прозрение, может перед смертью, может раньше. Человек все равно будет задумываться о корнях, о духовных вещах. Я недавно был в Екатеринбурге и там есть татарский квартал, и постпредство Татарстана находится в одно из домов купца Габона. Там у него много домов. Этот человек активно вкладывался, и он строил вело-треки, строил мечети и так далее. То есть наследие живет, об этом человеке говорят даже сейчас, за него просят в молитвах в храмах, но, например, богаче человек, который накопил богатства и сидел до смерти на этих мешках с золотом, о нем кто-то будет вспоминать? Конечно, нет. Все питает через культуру, через духовность. Даже сама экономика без интеллектуального элемента – пуста, потому что экономика как экономика оформилась только в новое время. Например, я смотрел фильм про древний Египет и там актеры, персонажи говорят про экономику. Это очень смешно для историков, потому что экономика как экономика, как субъект тогда не присутствовал точно. Там полагались на богов, на хозяйство, но не было такого субъекта. Сейчас экономика пронизывает все. Девиз, который бросил в свое время Брежнев: «Экономика должна быть экономной». Это тоже проявление маразма. Кстати говоря, слово «маразм» в греческом означает истощение. Наверное, тот маразм, который мы проявляем, это от истощения, от того, что мы слишком много бегаем и занимаемся накопительством и истощились. Наверное, пора бы нам присесть и подумать о вечном.
- Давайте тогда поясним, для чего нам так необходима эта идентичность, ведь много говорят о том, почему не вот эта конструкция с деньгами во главе, почему нет? Но ведь можно жить какими-то наднациональными интересами, зачем обязательно для процветания, а чего хотим процветание, зачем обязательно жить какими-то национальными конструкциями. Может от них просто освободится? Для чего нужна национальная идея, для чего нужно это единство народное, единство народа, как нации именно. Для чего это нужно? Какие преимущества это дает человеку?
- Это и есть абстракция. Например, Европа как политическая единица, в новое время возникла можно сказать с Канта. Он говорил про трансцендентальный, что есть вот такие неуловимые феномены, с них все начинается. Здесь то же самое. Кант и Гегель объяснили немцам, европейцам, что есть народ, что через народ действует дух, абсолютный дух истории. И когда Наполеон вошел в Берлин, Гегель говорил, что на коне движется сам дух истории. Сейчас это кажется во многом несерьезно, потому что современный человек слишком материально измельчал. Для людей той эпохи это было абсолютно нормально, они исходили из этого. Потом давайте не забывать, что все что мы имеем, это то, что сохранили нам наши предки, и это уважение, прежде всего, им. То что мы сейчас есть, это тоже их заслуга, не только в физическом смысле, но и в духовном и интеллектуальном. Это они закладывали. Второе – должна быть какая-то объединяющая идея. Идея всечеловека – она же не работает. Люди, как ртутные шарики, они начинают объединяться в разные сообщества. А народ – это сообщества, которые имеют конкретные регулятивы – язык, культура, история в конце концов, ареал проживания, то есть это не искусственное образование. Более того, например, я люблю сравнивать еврейский народ и татар, потому что наша общность исторически во многом схоже, мы тоже диаспоральный народ. Евреев вообще потеряли, они были изгнаны со своих земель 2000 лет назад, потеряли язык после восстания Бар-Кохбы, но они восстановили язык через почти 2000 лет. Это ответ тем, кто говорит, что язык уже невозможно восстановить, сохранить, все равно потеряете. Нет, конечно, не так. Есть в истории, есть баски в конце концов, есть каталонцы, которые подняла уровень знания языка и поэтому здесь тоже самое. Казалось бы, Евреи очень успешный народ и в бизнесе, и в науке, и в политике, но ведь они сохраняют общность, они сохраняют, сохраняют ощущение исторической значимости. Татары тоже оставили заметный след. Эвандер, кстати говоря, один из французских энциклопедистов написал, что есть в истории такой народ татары, которые оставили громадный след в истории, но об этом никто не знает, потому что они мало записывали о своих деяниях, о своих завоеваниях, о своих успехах. Так вот, чтобы знали о нас, чтобы приезжая куда-то о нас не говорили «откуда? Из Татарстана? Понятно, Казахи». Чтобы такого не было. Вам же будет обидно, когда вас будут называть по имени другого человека. Здесь тоже самое. Мы рождаемся с этим элементов этническим, от этого никуда не уйдешь. Ты можешь принадлежать к российской нации, французской нации, но ты носишь все равно в себе этнические компоненты. И он будет проявляться. Я знаю немало людей, которые по юности говорили, что занимались карьерой, ездили по миру и так далее, а сейчас, обзаведясь семьей, более или менее успокоившись, мы понимаешь, что внутри вот что-то такое есть другое, что мы принадлежим к какой-то культуре, это зов крови называется. Опять таки тоже возможны абстрактные категории, но есть люди, которые подтверждают, что это как факт присутствует, да он исторически недоказуем, математических формул ты не выведешь с зова крови. Однако он есть, люди это чувствуют, а раз люди чувствуют значит оно есть. В конечном итоге…
«Забывая свой родной язык, мы говорим что эти колоссальные фигуры истории и культуры – они недостойны нас»
- Знаете, сейчас можно даже пол поменять, но все-таки, я думаю, расу и нацию поменять невозможно.
- Невозможно, кстати говоря, про расу это ввел Кант, если я не ошибаюсь, Кант или Гегель. Он просто поделил на 4 части. Раса это немецкое слово. Для упрощения исторического нарратива, а язык он дан Богом. Это действительно так, потому что серьезные филологи вам, что язык придумать с нуля невозможно. Есть же универсальные языки. Говорят, был первоначальный астратический язык. Но, человек, который занимается выживанием в тяжелых, экстремальных условиях – человек древности – он не мог сесть и сочинить язык. С его сложной грамматической структурой, с его семантикой, с его сложными компонентами. Язык принадлежит народу как чистое откровение. И тот кто придает забвению язык, тот фактически бросает вызов системе мирового, духовного порядка. Потому что язык придумать невозможно, ну придумали язык эсперанто и где он сейчас? Искусственный язык – не живет, а органичный живет, русский татарский, французский, английский. Шекспир, Пушкин – были символами народа, никто сейчас не будет пинать их, за то что Пушкин сделал нам фактически современный, русский язык, который мы знаем.
- Не смотря на то, что был воспитан на античной литературе...
- Да, он просто брал некоторые французские слова и переводил на русский язык. Тукай, который фактически дал нам современный, татарский язык. Т.е. забывая свой родной язык, мы говорим что эти колоссальные фигуры истории и культуры – они недостойны нас. Язык нужно учить через силу! Знание языка столетия назад знание четырёх языков – было нормой. У меня бабушка, ныне покойная, писала на арабском языке и даже сочиняла стихи, хотяла была простой, деревенской женщиной. Идея образования и просвещения – она в нас сидит и экономика здесь, конечно, не при чем. Потому что, чтобы просвещаться не всегда нужны темпы развития экономики.
- Не так давно принята стратегия развития татарского народа, он теоретический и пока обсуждается и критикуется. Каков практический курс, по-вашему?
- Стратегия – вещь очень важная! Когда эта тема пошла, когда президент озвучил, а надо сказать мы говорили о необходимой стратегии и раннее, нас попеняли и сказали: «Ну, у других народов же нет, а вам то зачем?». Но, мы говорили о том, что мы самостоятельная единица, что мы сами можем сформулировать собственный дискурс, собственное мнение, которое приведет нас в будущее. Конечно, стратегия татар, которая есть – это рамочный документ. А практическое наполнение должно идти постоянно, т.е. это жизнь должна нам подсказывать. Я считаю, что стратегия не может быть окончательной – это процесс. Например, COVID взял и перевернул все с ног на голову. Не проводились массовые мероприятия Сабантуй – это е было важно мероприятие для татарского мира, 100-лети ТАССР. Есть незыблемые принципы, которые обозначены в стратегии: сохранение языка, культуры, государства, религиозных ценностей. А есть вещи тактические, а они не могут быть без стратегии. Я тоже выступал одним из критиков стратегии и это хоть что-то. Когда было объявлено, что у нас будут писать стратегию, за нее тут же взялись наши друзья удмурты, чуваши, якуты и другие народы. Казалось бы простая мысль, когда президент Татарстана только объявил об этом, люди поднялись, почувствовали что их что-то наполняет, начало приходить огромное количество писем с предложениями и идеями. Мой любимый пример с Японией. Когда после революции Мэйдзи в 60-х годах XIX века встал вопрос «Куда идти японскому обществу? Открываться миру или закуклиться и сохранить самобытность?». Собралось общество офицеров (самураев) они создали общество и кинули клич японцам «Что нам делать?», первые 2 года было 30-40 предложений, но потом непонятным образом этих предложений стало 300 тысяч. Японцы поднялись и буквально за 30 лет – Япония стала великой державой! Вторглась в Китай, завоевала Корею. Чисто формально это трудно объяснить, но в этом есть дух народа. Наверное, настало время, чтобы этот народный дух пробудился и у нас.
- Может быть, у нас для этого слишком трагическая история, в том числе и XX века?
- Трагическая история, да! Но она трагическая и для еврейского, и для русского, и для кавказских народов. Мы должны учитывать уроки прошлого, но и смотреть в будущее. Ведь наши предки, которые были просветителями, меценатами – они ведь строили с расчетом на будущее, финансировали интеллектуалов, лучших посылали учиться в другие страны. Стратегия – это о том, что будет в будущем скреплять нас не только духовно, но и материально!
tnv.ru
В новом проекте на телеканале ТНВ почти ежедневно в будние дни будут выходить интервью с выдающимися татарскими учеными и экспертами.
Двадцать седьмым героем специального проекта стал историк, политолог, руководитель концептуальной площадки «ТатПолит» Руслан Айсин. Это вторая часть интервью с историком.
В интервью корреспонденту ТНВ Айсин рассказал о том, как Татарстан достиг своего благополучия, об экономике как об интеллектуальном элементе, а также о том, что молодежь является двигателем будущего татарского мира.
«А что ты сделал для татарского народа? Дай своему ребенку основы татарского языка и они отзовутся большим эхом по всему татарскому миру»
- Когда мы говорим о единстве того или иного народа, в данном случае татарского народа, мы конечно сразу понимаем, что речь идет именно о языке, эта тема единственная в ближайшие месяцы будет звучать достаточно остро в связи с предстоящей Переписью населения. Мы понимаем, что это будет тоже вопрос идентичности, конечно. И здесь, в Татарстане, ждут некоего единства от татар, проживающих за пределами республики, потому что мы понимаем, что будет стоять перед многими татарами дилемма. Наверное, у вас такие случаи были, когда человек начинает просто спрашивать сам себя и окружающих: «А зачем мне записываться, например, татарином, если у меня есть более денежное, скажем, или какое-то конъюнктурное предложение записаться каким-то другим, если есть такая возможность?». Зачем татарину, который знает, что он татарин записываться татарином?
- Помимо общих, скажем философско-гуманитарных вопросов, что мы принадлежим к единому цивилизационному пространству, что это наша дань предкам уважения, что это сохранение нашей уникальности, мы все уникальны по-своему. Возьми 100 человек и каждый скажет, что я не похож на этого человека, не только внешне, у меня есть богатый внутренний мир. Также и у народов есть богатый внутренний мир, он отличается от другого, в этом ничего плохого нет, но есть более утилитарный вопросы, про который вы сейчас упомянули. Когда в регионах говорят: «А зачем записываться татарином?». Перепись для чего нужна? Она была введена государством, не просто для того, чтобы вести учет населения, но и понимать…
- На счет интересов, конечно.
- Конечно. И чтобы понимать, сколько школ построить в деревнях, сколько больниц построить, где есть смысл поддерживать инфраструктуры, а где нет. Так вот ничего не поделаешь, у государства тоже не резиновая возможность. А когда ты записываешься татарином, и, например, количество, вот этой страны выросло, то татары могут прийти к местным властям и сказать, например: «Наше количество выросло и нам необходимы дополнительные школы, нам необходим собственный культурный центр, нам необходимы передачи на радио». Это такие утилитарные, но очень простые вещи и, исходя из этого, государственная власть ориентируется, потому что чиновничья система работает по фактам, по цифрам и по подсчетам. Когда ты придешь и скажешь, мы такой богатый и хороший народ, вам скажут: «Ну, да, слов нет, но понимаете, у меня такой бюджет». И тоже самое к Татарстану будут относится, когда Руслан Нургалиевич ездит в Москву, например, и спрашивает, что необходимо столько-то денег на развитие, скажем татарской культуры и у него будет дополнительный довод сказать, что количество татар выросло, что татары из Средней Азии приезжают в Россию, на свою историческую родину. Им необходима дополнительная культурная инфраструктура это общеизвестный факт и от каждого из нас зависит этот момент, сколько денег на культуру будет передано федеральному, на местных уровнях. Самые простые вещи, что можно объяснить буквально на пальцах
- То есть, записывая себя татарином, я, в общем, помогаю развитию национальной культуры в том или ином регионе, в котором я давно не проживаю?
- Да и на местности и в общем масштабе. Понимаете, приезжают татары в Казань, восхищаются темпами строительства, как все облагорожено, как Татарстан помогает татарам, но это ведь не просто так было достигнуто. Это за счет силы татарского мира, за счет силы политической элиты Татарстана. Но Татарстан опирается на свою общину, на татар, на эту силу, а она, я имею в виду татарская масса, должна опираться на Татарстан. То есть, это такие два взаимодополняющих потока, если один из них притормозить, то будет тормозить и второй. Это очень важно знать, но выезжаешь куда-нибудь в регион, и говорят: «Татарстан мало помогает». Хорошо, тогда можно использовать известный девиз Кеннеди: «А что ты сделал для Америки?», а что ты сделал для татарского народа? Сначала сделай что-то тоже, это будет маленькая абсолютно ничего не значащая фактура! Дай своему ребенку основы татарского языка, элементарные вещи и они отзовутся большим эхом по всему татарскому миру.
- Как вы считаете, сейчас время молодежи? Вы ведь сами были в прошлом председателем Американского фонда молодежи. Сейчас время молодежи, только молодежь может вынести на своих плечах эту задачу?
- Как говорится, молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. Конечно, молодые люди более мобильны и конечно, они обладают всевозможными технологиями, как говорят скилсами. Я смотрю, и дочь меня уже по некоторым параметрам обгоняет, потому что я как губка уже не могу впитывать столько как молодежь. И конечно на них тоже лежит большая ответственность, мы можем, я уже как старик говорю, как представитель среднего возраста, но все-таки. Наша задача - сохранить эту связующую нить с молодежью, чтобы молодежь не ушла под воздействием глобализма. Строить карьеру – это хорошо, но нельзя забывать, что есть основа, а без основы мы ведь далеко не уйдем. Если нет фундамента, дом перекосится через год в лучшем случае. Поэтому я думаю, что молодежи важно донести, что язык это не просто абстракция, язык это система мировоззрения, ощущения. Например, говорят, некоторые слова не переводятся, и в татарском они есть, то же слово «моң». Есть в финском языке такое понятие, когда ты сидишь у камина в расслаблении от того, что все ушли из дома, и ты ощущаешь какую-то истому. Чтобы выразить это слово, я три предложения сказал, в каждом народе это есть и оно ментально отображается, то есть если вы забываете язык, вы частичку себя отдаете, все равно что, по фаланге пальца отрезать, никто в здравом уме это не будет делать, поэтому здесь тоже самое. Давайте понимать, что мы не только физиологическое существо, но еще и духовное и экзистенциальное, то есть смысл жизни. Человек рано или поздно задумывается, а зачем я живу, зачем я сына своего воспитываю, дочь. То есть, чтобы пролонгировать себя, а пролонгация себя это значит, ты пролонгируешь и духовное наследие, которое в тебя вложили с вою очередь твои предки.
«Наверное, тот маразм, который мы проявляем, это от истощения, от того, что мы слишком много бегаем и занимаемся накопительством и истощились. Наверное, пора бы нам присесть и подумать о вечном»
- Для этого вы используете сейчас многочисленные интернет-площадки, где вы представлены? У вас есть журнал, у вас есть соцсети, вы раздаете много интервью. Через эти ресурсы теперь нужно влиять?
- Да, но что греха таить сейчас, к сожалению, с эпохой ковида, мы все переходим на онлайн формат и наши родители. У меня мама использует активно смартфон и конечно это самый эффективный инструмент донесения информации, мыслей, вообще коммуникации. Поэтому татарам ведь сам Бог велел этим заниматься, потому что мы десперсно расселенный народ и создание единого информационного поля это возможность для нас объединиться.
- Пресловутый глобализм добрался до нас не в виде какой-то идеи европейской свободы, он добрался до нас в виде самой простой конструкции, в основе которой собственно лежат деньги, а не какие-то идейный качества человека…
- Да, к сожалению, мы восприняли это по призыву, по девизу «обогащайтесь», но не духовно, а материально. В конечном итоге мы, конечно, увидим, что можно конечно обогатиться, но в какой-то момент настанет и наступит прозрение, может перед смертью, может раньше. Человек все равно будет задумываться о корнях, о духовных вещах. Я недавно был в Екатеринбурге и там есть татарский квартал, и постпредство Татарстана находится в одно из домов купца Габона. Там у него много домов. Этот человек активно вкладывался, и он строил вело-треки, строил мечети и так далее. То есть наследие живет, об этом человеке говорят даже сейчас, за него просят в молитвах в храмах, но, например, богаче человек, который накопил богатства и сидел до смерти на этих мешках с золотом, о нем кто-то будет вспоминать? Конечно, нет. Все питает через культуру, через духовность. Даже сама экономика без интеллектуального элемента – пуста, потому что экономика как экономика оформилась только в новое время. Например, я смотрел фильм про древний Египет и там актеры, персонажи говорят про экономику. Это очень смешно для историков, потому что экономика как экономика, как субъект тогда не присутствовал точно. Там полагались на богов, на хозяйство, но не было такого субъекта. Сейчас экономика пронизывает все. Девиз, который бросил в свое время Брежнев: «Экономика должна быть экономной». Это тоже проявление маразма. Кстати говоря, слово «маразм» в греческом означает истощение. Наверное, тот маразм, который мы проявляем, это от истощения, от того, что мы слишком много бегаем и занимаемся накопительством и истощились. Наверное, пора бы нам присесть и подумать о вечном.
- Давайте тогда поясним, для чего нам так необходима эта идентичность, ведь много говорят о том, почему не вот эта конструкция с деньгами во главе, почему нет? Но ведь можно жить какими-то наднациональными интересами, зачем обязательно для процветания, а чего хотим процветание, зачем обязательно жить какими-то национальными конструкциями. Может от них просто освободится? Для чего нужна национальная идея, для чего нужно это единство народное, единство народа, как нации именно. Для чего это нужно? Какие преимущества это дает человеку?
- Это и есть абстракция. Например, Европа как политическая единица, в новое время возникла можно сказать с Канта. Он говорил про трансцендентальный, что есть вот такие неуловимые феномены, с них все начинается. Здесь то же самое. Кант и Гегель объяснили немцам, европейцам, что есть народ, что через народ действует дух, абсолютный дух истории. И когда Наполеон вошел в Берлин, Гегель говорил, что на коне движется сам дух истории. Сейчас это кажется во многом несерьезно, потому что современный человек слишком материально измельчал. Для людей той эпохи это было абсолютно нормально, они исходили из этого. Потом давайте не забывать, что все что мы имеем, это то, что сохранили нам наши предки, и это уважение, прежде всего, им. То что мы сейчас есть, это тоже их заслуга, не только в физическом смысле, но и в духовном и интеллектуальном. Это они закладывали. Второе – должна быть какая-то объединяющая идея. Идея всечеловека – она же не работает. Люди, как ртутные шарики, они начинают объединяться в разные сообщества. А народ – это сообщества, которые имеют конкретные регулятивы – язык, культура, история в конце концов, ареал проживания, то есть это не искусственное образование. Более того, например, я люблю сравнивать еврейский народ и татар, потому что наша общность исторически во многом схоже, мы тоже диаспоральный народ. Евреев вообще потеряли, они были изгнаны со своих земель 2000 лет назад, потеряли язык после восстания Бар-Кохбы, но они восстановили язык через почти 2000 лет. Это ответ тем, кто говорит, что язык уже невозможно восстановить, сохранить, все равно потеряете. Нет, конечно, не так. Есть в истории, есть баски в конце концов, есть каталонцы, которые подняла уровень знания языка и поэтому здесь тоже самое. Казалось бы, Евреи очень успешный народ и в бизнесе, и в науке, и в политике, но ведь они сохраняют общность, они сохраняют, сохраняют ощущение исторической значимости. Татары тоже оставили заметный след. Эвандер, кстати говоря, один из французских энциклопедистов написал, что есть в истории такой народ татары, которые оставили громадный след в истории, но об этом никто не знает, потому что они мало записывали о своих деяниях, о своих завоеваниях, о своих успехах. Так вот, чтобы знали о нас, чтобы приезжая куда-то о нас не говорили «откуда? Из Татарстана? Понятно, Казахи». Чтобы такого не было. Вам же будет обидно, когда вас будут называть по имени другого человека. Здесь тоже самое. Мы рождаемся с этим элементов этническим, от этого никуда не уйдешь. Ты можешь принадлежать к российской нации, французской нации, но ты носишь все равно в себе этнические компоненты. И он будет проявляться. Я знаю немало людей, которые по юности говорили, что занимались карьерой, ездили по миру и так далее, а сейчас, обзаведясь семьей, более или менее успокоившись, мы понимаешь, что внутри вот что-то такое есть другое, что мы принадлежим к какой-то культуре, это зов крови называется. Опять таки тоже возможны абстрактные категории, но есть люди, которые подтверждают, что это как факт присутствует, да он исторически недоказуем, математических формул ты не выведешь с зова крови. Однако он есть, люди это чувствуют, а раз люди чувствуют значит оно есть. В конечном итоге…
«Забывая свой родной язык, мы говорим что эти колоссальные фигуры истории и культуры – они недостойны нас»
- Знаете, сейчас можно даже пол поменять, но все-таки, я думаю, расу и нацию поменять невозможно.
- Невозможно, кстати говоря, про расу это ввел Кант, если я не ошибаюсь, Кант или Гегель. Он просто поделил на 4 части. Раса это немецкое слово. Для упрощения исторического нарратива, а язык он дан Богом. Это действительно так, потому что серьезные филологи вам, что язык придумать с нуля невозможно. Есть же универсальные языки. Говорят, был первоначальный астратический язык. Но, человек, который занимается выживанием в тяжелых, экстремальных условиях – человек древности – он не мог сесть и сочинить язык. С его сложной грамматической структурой, с его семантикой, с его сложными компонентами. Язык принадлежит народу как чистое откровение. И тот кто придает забвению язык, тот фактически бросает вызов системе мирового, духовного порядка. Потому что язык придумать невозможно, ну придумали язык эсперанто и где он сейчас? Искусственный язык – не живет, а органичный живет, русский татарский, французский, английский. Шекспир, Пушкин – были символами народа, никто сейчас не будет пинать их, за то что Пушкин сделал нам фактически современный, русский язык, который мы знаем.
- Не смотря на то, что был воспитан на античной литературе...
- Да, он просто брал некоторые французские слова и переводил на русский язык. Тукай, который фактически дал нам современный, татарский язык. Т.е. забывая свой родной язык, мы говорим что эти колоссальные фигуры истории и культуры – они недостойны нас. Язык нужно учить через силу! Знание языка столетия назад знание четырёх языков – было нормой. У меня бабушка, ныне покойная, писала на арабском языке и даже сочиняла стихи, хотяла была простой, деревенской женщиной. Идея образования и просвещения – она в нас сидит и экономика здесь, конечно, не при чем. Потому что, чтобы просвещаться не всегда нужны темпы развития экономики.
- Не так давно принята стратегия развития татарского народа, он теоретический и пока обсуждается и критикуется. Каков практический курс, по-вашему?
- Стратегия – вещь очень важная! Когда эта тема пошла, когда президент озвучил, а надо сказать мы говорили о необходимой стратегии и раннее, нас попеняли и сказали: «Ну, у других народов же нет, а вам то зачем?». Но, мы говорили о том, что мы самостоятельная единица, что мы сами можем сформулировать собственный дискурс, собственное мнение, которое приведет нас в будущее. Конечно, стратегия татар, которая есть – это рамочный документ. А практическое наполнение должно идти постоянно, т.е. это жизнь должна нам подсказывать. Я считаю, что стратегия не может быть окончательной – это процесс. Например, COVID взял и перевернул все с ног на голову. Не проводились массовые мероприятия Сабантуй – это е было важно мероприятие для татарского мира, 100-лети ТАССР. Есть незыблемые принципы, которые обозначены в стратегии: сохранение языка, культуры, государства, религиозных ценностей. А есть вещи тактические, а они не могут быть без стратегии. Я тоже выступал одним из критиков стратегии и это хоть что-то. Когда было объявлено, что у нас будут писать стратегию, за нее тут же взялись наши друзья удмурты, чуваши, якуты и другие народы. Казалось бы простая мысль, когда президент Татарстана только объявил об этом, люди поднялись, почувствовали что их что-то наполняет, начало приходить огромное количество писем с предложениями и идеями. Мой любимый пример с Японией. Когда после революции Мэйдзи в 60-х годах XIX века встал вопрос «Куда идти японскому обществу? Открываться миру или закуклиться и сохранить самобытность?». Собралось общество офицеров (самураев) они создали общество и кинули клич японцам «Что нам делать?», первые 2 года было 30-40 предложений, но потом непонятным образом этих предложений стало 300 тысяч. Японцы поднялись и буквально за 30 лет – Япония стала великой державой! Вторглась в Китай, завоевала Корею. Чисто формально это трудно объяснить, но в этом есть дух народа. Наверное, настало время, чтобы этот народный дух пробудился и у нас.
- Может быть, у нас для этого слишком трагическая история, в том числе и XX века?
- Трагическая история, да! Но она трагическая и для еврейского, и для русского, и для кавказских народов. Мы должны учитывать уроки прошлого, но и смотреть в будущее. Ведь наши предки, которые были просветителями, меценатами – они ведь строили с расчетом на будущее, финансировали интеллектуалов, лучших посылали учиться в другие страны. Стратегия – это о том, что будет в будущем скреплять нас не только духовно, но и материально!
tnv.ru
Другие новости
Комментарии
0
написать комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий:
ООО "Сельхозснаб"
АБД-дом там, где мы
АГРО-РОСТ
ИДЕЛЬ списание долгов
КАН АВТО
КОЛЬЦО
ЛОТОС-МЕД
Мастерская Мустаевой
Общественный Фонд татарской культуры Республики Татарстан имени Рашита Вагапова
Профсоюз ОАО "Татнефть"
СОЛИДКОРМ
ТАНК
ЦДМ
ООО «ДаМилк-Агро»
Компания "Сабинские окна"
420015, Россия, Республика Татарстан,
г.Казань, ул. Максима Горького, 15
г.Казань, ул. Максима Горького, 15
При любом использовании материалов "Болгар радиосы" ссылка (для сайтов - гиперссылка на bolgarradio.com) обязательна.
Используя настоящий сайт, вы обязуетесь выполнять условия данного соглашения.
На настоящем сайте могут демонстрироваться табачные изделия. Курение вредит вашему здоровью. (18+)