Баннер в шапке
МЕНЮ
частоты вещаний
Азнакай
107,1 FM
Аксубай
104,3 FM
Актаныш
103,1 FM
Апас
104,4 FM
Әбсәләм
105,3 FM
Әлмәт
92,9 FM
Базарлы матак
107,1 FM
Балык бистәсе
104,9 FM
Баулы
107,5 FM
Биләр
101,7 FM
Болгар
106,0 FM
Бөгелмә
101,7 FM
Буа
100,3 FM
Зәй
106,6 FM
Кадыбаш
105,2 FM
Казан
91,5 FM
Кайбыч
106,1 FM
Кама тамагы
71,51 FM
Кукмара
107,9 FM
Лениногорский
102,1 FM
Мамадыш
106,2 FM
Минзәлә
107,3 FM
Мөслим
100,0 FM
Нурлат
104,7 FM
Олы Әтнә
71,42 FM
Сарман
107,8 FM
Теләче
106,1 FM
Түбән Кама
102,6 FM
Чирмешән
107,7 FM
Чистай
103,0 FM
Чүпрәле
91,0 FM
Шәмәрдән
102,3 FM
Яңа чишмә
107,0 FM
Яр Чаллы
105,5 FM
сейчас в эфире
слушать эфир
смотреть эфир

Рауфаль Мухаметзянов: «Однажды музыка может перейти в интернациональную»

11 февраля 2021 Новости республики
ТНВ представляет интервью с директором Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля, заслуженным работником культуры РФ в рамках специального проекта «7 дней плюс».

В новом проекте на телеканале ТНВ почти ежедневно в будние дни будут выходить интервью с выдающимися татарскими учеными и экспертами.

Тридцать третьим героем специального проекта стал директор Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля, заслуженный работник культуры РФ Мухаметзянов Рауфаль Сабирович.

В интервью корреспонденту ТНВ Мухаметзянов рассказал о национальной эстетике татарской музыки, рамках консерватизма татарской публики, а также о зрителях в разных странах.

«А сегодня может и Пушкин родиться и не заметит никто»

- Театр оперы и балета им. М.Джалиля был открыт в 1939 году как национальный, первая опера была поставлена «Качкын» («Беглец») Назипа Жиганова, сам театр носит имя великого татарского поэта. Как сегодня можно оценить вклад, который театр внес в копилку национального искусства за эти годы? Есть ли эта копилка?

- Национальный театр – это название характеризует принадлежность к тому или иному пространству, где проживает та или иная нация. Но это не значит, что например, в Норвегии оперы ставятся только на норвежском языке, в Амстердаме на голландском, а в Японии на японском. Классика в основном исполняется на языке оригинала. Мы – национальный театр РТ, мы открыли его оперой Жиганова, т.е. были люди, которые взяли на себя степень этого риска. Ведь в то время ни то что опера, у нас сам песенный жанр практически только появился в XX веке, если говорить о мусульманкой нации – татары. А тут опера! В основе оперы существует классическая музыка и хоровое пение. Это было создано на народных столбах. Стоит отметить, что не смотря на громадное количество государств в мире, завоевали это пространство в мире практически всего 4 школы. Это основоположники итальянцы, немцы, русские и французы. Если мы где-то и встретим частичные оперы в Америке или Англии – это все единицы. Если даже с годами музыка переходит в интернациональную музыку – язык остается. Есть ладовое отличие, конечно. Поскольку музыка у нас построена на пентатонике, есть свои определенные ограничения и сложности в мелодическом и гармоническом, если ты уходишь из лада. Такое в музыке всегда допускается. Многие итальянские композиторы использовали часть пентатоники, поэтому здесь уже вопрос вкуса, мастерства. Однажды музыка может перейти в интернациональную, потому что у китайцев есть в основе пентатоника, и у турков.

- Говоря о мюзикле «Алтын Казан» Эльмира Низамова, вы понимали, что это риск?

- Эмир Низамов – это другая история. Это не опера, а мюзикл, это совершенно другая певческая культура, жанр, стилистика.

- А с позиции национального?

- А с позиции национального – ближе! Поскольку если я начну с фундаментального – это опера, а это наша основное направление. Например, если взять «Сказание о Йусуфе» Гали, «Любовь поэта» Ахияровой, «Золотая Орда», «Сююмбике», Ренат Харис. Это появилось в этом тысячелетии и эстетика уже отличается! Но с одной эстетикой ты ничего не сделаешь, должен произрасти создатель, художник, композитор, автор либретто и целая команда,к оторая превращает все в сценическую версию. Но композитор должен родиться! Случайность? Закономерность? Я не могу сказать. У нас появилась Резеда Ахиярова – она выдающийся человек и мы начинаем работать. Все отвечает требованиям и сегодня. Как сказал один человек: «Она бы в Советское время за оперу «Сююмбике» давно бы получила Ленинскую и Сталинскую премию, а сегодня может и Пушкин родиться и не заметит никто». И такое может быть!

- Оперу «Сююмбике» ставили 3 года, почему так долго? Можно ли сказать, что национальные спектакли создавать сложнее?

- Нет критериев, опера может создаваться несколько десятков лет, а может за 2 недели. Прежде всего пишется литературная основа, затем аранжировка, потом нужны люди, которые скажут, что эта опера соответствует определенным требованиям, а ставиться 3 года она не может.

- Отличается ли публика, которая ходит на классику и, например, на мюзикл?

- Конечно отличается! Это абсолютно 2 разных жанра. Опера – классическая музыка для людей после 40. Мы 28 лет на европейском рынке и я вижу категорию людей у них в залах, и я вижу в наших, у нас больше молодежи. Жанр мюзикл – это для молодежи и среднего возраста. Это парадоксальная вещь, категория людей, которая исполняет эту музыку, возможно, в XIX веке вообще не смогли бы существовать, потому что не было микрофонов. Эта техническая революция повлияла и привела к этому жанру. Я беру публику на шей Советской России и делаю исключение для молодежи, здесь более демократическая публика, молодая, чем в Европе и в мире в целом. Это я связываю с системой музыкального воспитания, которая существует в целом по России за счет государства.

- Показываете ли вы национальный постановки за рубежом? Как они воспринимаются там?

- Вопрос гастролей на той стороне – это бизнес, они продает то что знакомо. Существует Верди «Фальстаф» и «Аида», когда ты привозишь «Аиду» у тебя полный зал, а когда «Фальстаф» ну… Кстати, это касается не только татарских произведений, русское искусство менее популярно, в основном итальянское, французское, частично немецкое.

«Но почему мы сегодня «Сююмбике» и «Золотую Орду» не можем показать «Ла Скала» или Опера Гарнье? Можем! Нужно 3 вещи: продукция, которая отвечает какому-то художественному явлению, желание и деньги!»

- Какие национальные постановки увидели свет за рубежом?

- Конечно «Шурале»! Мы должны найти путь, при котором мировое сообщество могло ознакомиться с этим произведением. Когда была социалистическая система государств, тогда «Шурале» прошло во многих социалистических странах и в Польше, и в Чехословакии, и в Венгрии, в Мариинском, в Большом. А сегодня этого не существует! Но в данном случае мы нашли ключ это телевидение и соцсети, канал Mezzo. Этот канал за последние 5-6 лет показал 140 наших представлений по телевидению, он охватывает примерно 50 стран. Больше нет других национальных, балетных спектаклей на канале, только мы! И канал Mezzo показывал оперу «Джалиль» в 70 лет Дня победы, в 75 лет по всей Европе и это дорогого стоит.

- Т.е. это стало классикой и состоялось продвижение?

- Состоялось продвижение и более того это основной европейский канал, где показывается вся мировая классика.

- Получается, что национальные произведения могут быть конкурентоспособны и смогут завоевать зрителя при правильном продвижении?

- Мне не нравится слово продвижение! Ты должен знакомить людей с произведениями и это стандарт. Посмотрите на фестиваль «Үзгәреш җиле» мы показали татарскую песню в Карнеги-холл. Но почему мы сегодня «Сююмбике» и «Золотую Орду» не можем показать «Ла Скала» или Опера Гарнье? Можем, и это не будет зависеть от импресарио. Нужно 3 вещи: продукция, которая отвечает какому-то художественному явлению, желание и деньги! Я думаю, внутри нашей республики найдутся люди, которые захотят, чтоб эта продукция была представлена в «Ла Скала» или на других знаковых площадках.

- Как фестиваль «Үзгәреш җиле» вписывается в эти классические стены? Это ответ на вызовы времени? Попытка вывести татарскую эстраду на новый уровень?

- Я всегда задаю вопрос «что важно для художника?» - реализоваться! Если он реализовывается в татарской песне, значит это потребность. Нельзя сделать что-то по звонку! В данном случае мы смогли реализоваться в таком виде и я испытываю абсолютную гордость! Я вырос в филармонии, моя мама является одной из первых татарских певиц, она спела все лирические песни. Я прошел весь этнос с малых лет и кто бы мне что ни говорил, то что услышало мое детское ухо, а затем еще и имело соответствующее образование я могу сегодня сравнивать в полной мере, то что есть сейчас, с тем что было раньше. И нельзя путать, выказывая свое невежество. Существует татарская народная песня, к которой нет никаких требований, исполняй ее хоть стоя на голове. И национальная песня есть у каждого народа. Но, если ты включаешь элементы шоу-бизнеса, где идет другая ритмическая организация, другая гармония и свои требования, то ты должен этому подчиняться. Также и в классической музыке. Эти вещи нельзя противопоставлять. Существует Людмила Зыкина и существует и Алла Пугачева. И никому в голову не придет их сравнивать. Отдельная категория людей пытается загнать татарскую песню только в этнос.

- Было очень много критических отзывов о фестивале «Үзгәреш җиле», что не может татарская музыка звучать в стилях джаз, хип-хоп и т.д…

- Все идет от невежества! Моң – это душа, поверьте! У каждого народа у русских, у чуваш существуют такие песни. И их начинал петь Бернес, а у него есть голос? А душа? Есть такие люди, которые думают что моң – это только татарский футбол, но футбол то он интернациональный! У каждого народа своя душа! Есть народное пение, а есть другой жанр, где другая стилистика.

- Это опять-таки и популяризация?

- Конечно! Можно создавать татарскую музыку с элементами джаза, рока, хип-хопа.

- Такие отзывы говорят о консерватизме татарской публики?

- Это идет от невежества, от недостатка образования!

- А что с этим делать?

- Процесс пошел, ничего не надо делать! У президента на уровне интуиции появилось понятие что нужно что-то менять, он не может сказать что, но понимает что нужно и понимает эту ответственность! А у многих художников этот запрос существует. Мы выступали в Карнеги-холл, на концерты приходят татары, выросшие на другой музыке, приходят афроамериканцы и пританцовывают, вы бы видели выражение их лиц!

- А что делать с татарским консерватизмом?

- Создавайте разнообразие музыки и музыкальных форм!

- Если бы вам представилась возможность увидеть только одну национальную постановку в жизни, какая бы это была?

- Мы многожанровый коллектив: балет, опера, мюзикл я не могу выбрать что-то одно. Последний мюзикл «Алтын Казан», последняя опера «Сююмбике», и последний балет «Золотая Орда». И сейчас никто не знает что дальше, мы думаем как перспектива в опере, в балете. Надо сказать, что появилась новая плеяда татарских музыкантов. Открою секрет, есть выдающаяся фигура в русской истории это Никита Бичурин. Это первый человек, который создал карту Китая, у него интереснейшая судьба, он родился в Казанской губернии. Об этом человеке мы хотим создать балет. Он может выйти или в 2022 и 23-м году.


tnv.ru
Другие новости
Загрузка
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий:
Баннер в футере
ООО "Сельхозснаб"
ООО "Сельхозснаб"
АБД-дом там, где мы
АБД-дом там, где мы
АГРО-РОСТ
АГРО-РОСТ
ИДЕЛЬ списание долгов
ИДЕЛЬ списание долгов
КАН АВТО
КАН АВТО
КОЛЬЦО
КОЛЬЦО
ЛОТОС-МЕД
ЛОТОС-МЕД
Мастерская Мустаевой
Мастерская Мустаевой
Общественный Фонд татарской культуры Республики Татарстан имени Рашита Вагапова
Общественный Фонд татарской культуры Республики Татарстан имени Рашита Вагапова
Профсоюз ОАО "Татнефть"
Профсоюз ОАО "Татнефть"
СОЛИДКОРМ
СОЛИДКОРМ
ТАНК
ТАНК
ЦДМ
ЦДМ
ООО «ДаМилк-Агро»
ООО «ДаМилк-Агро»
Компания "Сабинские окна"
Компания "Сабинские окна"