Ведущие "Болгар радиосы"
МЕНЮ
частоты вещаний
Азнакай
107,1 FM
Аксубай
104,3 FM
Актаныш
103,1 FM
Апас
104,4 FM
Әбсәләм
105,3 FM
Әлмәт
92,9 FM
Базарлы матак
107,1 FM
Балык бистәсе
104,9 FM
Баулы
107,5 FM
Биләр
101,7 FM
Болгар
106,0 FM
Бөгелмә
101,7 FM
Буа
100,3 FM
Зәй
106,6 FM
Кадыбаш
105,2 FM
Казан
91,5 FM
Кайбыч
106,1 FM
Кама тамагы
71,51 FM
Кукмара
107,9 FM
Лениногорский
102,1 FM
Мамадыш
106,2 FM
Минзәлә
107,3 FM
Мөслим
100,0 FM
Нурлат
104,7 FM
Олы Әтнә
71,42 FM
Сарман
107,8 FM
Теләче
106,1 FM
Түбән Кама
102,6 FM
Чирмешән
107,7 FM
Чистай
103,0 FM
Чүпрәле
91,0 FM
Шәмәрдән
102,3 FM
Яңа чишмә
107,0 FM
Яр Чаллы
105,5 FM
сейчас в эфире
слушать эфир
смотреть эфир

Марина Имашева: «Большая историческая загадкам - остались ли татары после завоевания Астрахани Иваном Грозным»

2 февраля 2021 Новости республики
В новом проекте на телеканале ТНВ почти ежедневно в будние дни выходят интервью с выдающимися татарскими учеными и экспертами.

Двадцать шестым героем специального проекта стала доктор исторических наук, доцент Института международных отношений КФУ Имашева Марина Маратовна.

В интервью корреспонденту ТНВ Имашева рассказала о проблеме разделения астраханских татар, о казанских татарах-переселенцах, а также об утрачивании своей культуры ногайцев, карагашей и астраханских татар.

«Мы доподлинно до сих пор не знаем, остались ли татары после завоевания Астрахани Иваном Грозным, это большая историческая загадка»

- Основная тема ваших исследований Астрахань, астраханские татары, вы там родились, учились. Почему вас заинтересовала эта тема и давно ли?

- Тематика меня заинтересовала именно потому, что я являюсь представителем этого этноса – астраханские татары. Так случилось в судьбе моей семьи, моей жизни переплелись все группы представителей астраханских татар.

- В вас несколько этносов одного и того же народа?

- Да!

- Какие это этносы?

- Мой папа – карагаш – это часть астраханских татар. Сегодня очень активно в СМИ, на научно-популярных, просветительских площадках говорится о том, что карагаши не являются частью татарского этноса. Есть целое направление в науке, которое возникло не так давно в астраханском краеведении в начале 90-х годов, которое настаивает на том, что карагаши татарами не являются. Но, к астраханским татарам их приписали в 1920-30-е годы, когда шел процесс укрупнения малых народов. Они компактно проживают на территории Красноярского района Астраханской области. Села Сеитовка и Хожетаевка были основаны карагашами в 70-80-е годы XIX века. Это выходцы из малой Ногайской орды, Кубанской орды. Они находились в подчинении калмыков, позже ими же были переселены из Кубани на территорию современной Астраханской области. А после того как калмыки покинули места кочевий правительство Екатерины II карагашам разрешили поселиться как раз на территории тогда еще Краснодарского уезда Астраханской губернии.

В XIX веке было основано несколько других сел, которые существуют по сей день. Но, в силу того, что предприятие Астрахани «Газпром» на территории сел, где проживали карагаши нашли значительные месторождения, население многих сел было переселено в городскую часть. Также в XIX веке ногайцы и карагаши очень активно начинают взаимодействовать с поволжскими татарами. В совокупности три эти группы составляют то, что мы называем астраханскими татарами. В 1926 году в карагашских селах было принято решение преподавать на татарском языке. В силу этого появилось некое двуязычие. Дома карагаши пользовались своим языком, который исследователи относят к проногайскому. Есть много версий и одна из них, что это самостоятельный язык, другая версия говорит о том, что это карагашский диалект ногайского языка, есть версия что это диалект татарского языка. Но в школах с 1926 года и до начала 60-х годов преподавался литературный татарский язык. Приезжали учителя из Татарской АССР. Мой папа свободно владеет двумя языками татарским литературным языком средневолжских татар и карагашским. Вторая группа – юртовские татары, их иногда называют астраханскими. Со школы я дружу с девочкой, как раз таки ее большая семья – они юртовские татары. В юртовском селе я познакомилась со своим будущим мужем. Большинство моих друзей также юртовские татары. Есть две версии происхождения этой группы: первая, что это уцелевшее население Астраханского ханства, а вторая, что это ногайцы Большой Орды, кочевавшие между Волгой и Уралом, которые поселились уже после завоевания Астраханского ханства в конце XVI начале XVII века. Их численность сегодня около 60 тысяч человек и они составляют основную массу астраханских татар. Живут они компактно в селах Наримановского и Приволжского районов.

- То есть, мы доподлинно не знаем до сих пор остались ли татары после завоевания Астрахани Иваном Грозным?

- Да! Это большая историческая загадка, на которую еще никто не мог ответить. Есть уникальные специалисты Трипавлов, Зайцев, которые работали по этой тематике и тоже не смогли ответить на вопрос: «Куда делось население Астраханского ханства? Являются ли юртовские татары тем населением?». Есть версия, что население просто испугавшись подходящего русского войска, ушли со своих мест в Крым, а часть из них даже в Турцию.

«Первые казанские татары-переселенцы в Астраханской области появились не по своей воле в конце XVIII века – их переселила Екатерина II»

- А как сегодня? Вам кажется что татары и астраханские татары – это один народ и разные этносы и если разные, то на сколько?

- В моем восприятии это единый этнос. Это мое мнение, которого придерживаются ряд историков на бытовом уровне. В кругу своего общения, я выясняя этот вопрос пришла к такому мнению. Но, есть сегодня целое направление, дискуссия которое говорит о том, что это разные ветви. Причем не татарского, а ногайского народа. Сегодня идет очень активная кампания по изменению самосознания юртовских татар.

- Когда вы говорите о юртовских, это значит что вы говорите об астраханских?

- Конечно, т.к. главная составляющая – это юртовские татары. Их язык тоже изучался, в отличии от карагашского. Понятно, что это не литературный татарский язык, хотя в юртовских школах татарский литературный преподавался, а в некоторых селах и сегодня татарский преподается в качестве факультатива. Их язык гораздо ближе к литературному татарскому языку и уж никак не ногайских. Я зык изучался Леонидом Арслановым специалистом из Елабуги. В 70-х годах он провел очень много экспедиций по изучению языков, он первый поставил научную проблему о том, что такое язык астраханских татар, и он первым заявил о том, что юртовский и карагашский языки - самостоятельные. И что юртовские не относятся к ногайскому.

- Свидетельствует ли это о том, что это два разных народа и два разных этноса?

- Думаю, здесь нужно смотреть не только этнические корни, но и историю Нового и Новейшего времени XIX-XX века.

- Какова разница между татарами и астраханскими татарами?

- Тогда нужно сказать о третей составляющей в составе татар. С конца XVIII века, весь XIX и начало XX века шло активное переселение средневолжских татар в Астраханскую губернию. В силу природной склонности татар к торговле, к ому, чтобы быть своеобразным посредником между центральными губерниями России и кочевыми (тюркскими) окраинами – Астраханская губерния привлекла и татар. Первые казанские татары-переселенцы в Астраханской области появились не по своей воле в конце XVIII века – их переселила Екатерина II. В Черноярском уезде – это самый отдаленный район, там поселились первые татары-переселенцы, основали 2 села, затем стали двигаться вниз по Волге и в пределах современного Наримановскгого района основали еще несколько переселенческих сел. Казанские татары-переселенцы сегодня разговаривают на мишарском диалекте татарского языка, хотя прошло уже 200 лет. Это касается и моей семьи, т.к. моя мама тоже из татар-переселенцев. Кроме того казанские татары они составили основу формирования Астраханской городской общины. Кто был в Астрахани, тот видел район, который сегодня коренные астраханцы называют Махалля – этот как Татарская Слобода. Именно городская община Астрахани в начале xx века уступал только казанской Татарской Слободе, даже Уфа и Оренбург были меньше по численности. Между юртовцами, карагашами и татарами-переселенцами начали появляться браки, семьи. Эти браки по историям моей семьи, друзей и по метрическим книгам XIX века и в XX веке – никогда не воспринимались как межэтнические, всегда считалось что это браки между представителями одного этноса.

- Может быть, помогало и то, что одна и та же религия?

- Самым большим тюркским этносом в Астраханской губернии являются казахи, которые живут там с начала XIX века. Если астраханских татар 70-80 тысяч, при том что по последней Переписи населения из них 6-7 тысяч записались ногайцами, то казахов 160-180тысяч. Это самая крупная российская казахская диаспора, но они себя диаспорой никогда не считали, а считают себя коренными жителями. И браки с казахами при этнической, конфессиональной близости – считаются межэтническими. С начала XIX века также живет небольшая группа туркмен-переселенцев и браки с ними тоже межэтнические.

«Астраханская область в силу очень сложной социально-экономической ситуации, к сожалению, занимает первые места во всех антирейтингах последние десятилетия»

- Как вы упомянули у вас тоже межэтнический брак и муж у вас не татарин. Интересно, на каком языке у вас говорят дети? Кем они себя запишут в предстоящей Переписи населения?

- Да, мой муж астраханский казах. В моей семье этот брак воспринялся как межэтнический. Сыну моему 12 лет и в силу того, что мы переехали в Казань – он тянется к татарскому языку, культуре. Мой муж тоже интересуется татарским языком и у него большие успехи. Я не оказываю давления на ребенка, полагаю, что он вырастет и определится сам.

- А что обычно пишут татары, проживающие в Астрахани, астраханские татары или просто татары?

- В Советский период – трудностей не было, все записывались татарами. С конца 80-х начала 90-х годов – началось национально-культурное возрождение, сформировались общества, в том числе и татарское «Дуслык» и ногайское «Бирлик». Огромное влияние на становление ногайского общества оказали ногайцы Северного Кавказа, из Дагестана, Карачаево Черкессии и первая российская Перепись показала, что татар стало меньше в Астраханской области. В первой переписи – 5 тысяч, во второй – 7-8 тысяч уже записывались ногайцами, а это прежде всего карагаши. Сейчас появляются идеи смены национально-культурной идентичности юртовских татар. Часть из них сегодня говорит о том, что мы ногайцы, а не татары. Специальной графы «астраханские татары» в Переписях не выделялось.

- А кто-то запретит так писать?

- Все же зависит от переписного листа, будет ли там такая графа… Хотя, идея выделить отдельную группу витала. Есть мнение, которое активно продвигается в соцсетях, что такой группы «астраханские татары» - не существует. Есть ногайцы, которые представлены в данном случае карагашами и юртовскими татарами и есть потомки, т.е. татары-переселенцы из Средневолжских и Приуральских губерний. Мне очень больно слышать, когда люди десятилетиями, а может быть даже столетиями представлявшие себя как одно целое сегодня делятся и разбегаются по каким-то национальным комнатам. Почему русских так не делят? Поморы архангельской губернии – это не то же самое, что и донские казаки.

- Вам кажется, что это происходит естественным путем?

- Астраханская область в силу очень сложной социально-экономической ситуации, к сожалению, занимает первые места во всех антирейтингах последние десятилетия. Там очень низкий уровень зарплат, мало рабочих мест, нет возможности формирования некоего национального пространства в регионе. Я помню даже в Советское время были передачи на татарском языке, на казахском, на по радио. Помню, мама утром включала и все с удовольствием слушали. И это было приобщением к общей культуре, а сегодня этого нет. Идет процесс урбанизации, людей переселяю, культура утрачивается. Говорят, что шла насильственная татаризация, ничего подобного, я видела в архивах дела XIX века, там сказано: «Т.к. я являюсь татарином карагашского Ситовского села, прошу взять меня в ряды российской армии». Т.е. люди просились в армию, т.к. это был определенный социальный лифт. Будучи татарином, человек, служил в имперской, российской армии, изучал язык, получал некий статус и мог создать торговую точку и переселиться в город. Культура карагашей, чем паче юртовцев – она очень далека сегодня от культуры ногайцев Северного Кавказа. Любимым инструментом татар является гармошка, она есть и у карагашей, и у юртовских татар. Постановщик татарского, астраханского танца, он сейчас тоже живет в Казани, Давлят Умеров также является руководителем национального ансамбля, он кандидат искусствоведения и досконально изучил юртовских татар. В государственом ансамбле песни и пляски РТ есть танцы астраханских татар. Понятно, что культура астраханских татар, юртовских, карагашей – она не идентична культуре средневолжских татар. Для астраханских татар не характерен праздник Сабантуй его никогда не было, даже татары-переселенцы – они не праздновали его. Потому что сельскохозяйственный год в Астраханской области начинается раньше.

- Что бы вы пожелали астраханским татарам в предстоящей Переписи?

- Хочу пожелать своим землякам сохранять свои корни, истоки, культуру, ценить и любить свое прошлое, потому что без него невозможно ни настоящее, ни будущее.

tnv.ru
Другие новости
Загрузка
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий:
Баннер в футере
ООО "Сельхозснаб"
ООО "Сельхозснаб"
АБД-дом там, где мы
АБД-дом там, где мы
АГРО-РОСТ
АГРО-РОСТ
ИДЕЛЬ списание долгов
ИДЕЛЬ списание долгов
КАН АВТО
КАН АВТО
КОЛЬЦО
КОЛЬЦО
ЛОТОС-МЕД
ЛОТОС-МЕД
Мастерская Мустаевой
Мастерская Мустаевой
Общественный Фонд татарской культуры Республики Татарстан имени Рашита Вагапова
Общественный Фонд татарской культуры Республики Татарстан имени Рашита Вагапова
Профсоюз ОАО "Татнефть"
Профсоюз ОАО "Татнефть"
СОЛИДКОРМ
СОЛИДКОРМ
ТАНК
ТАНК
ЦДМ
ЦДМ
ООО «ДаМилк-Агро»
ООО «ДаМилк-Агро»
Компания "Сабинские окна"
Компания "Сабинские окна"