Ведущие "Болгар радиосы"
МЕНЮ
частоты вещаний
Азнакай
107,1 FM
Аксубай
104,3 FM
Актаныш
103,1 FM
Апас
104,4 FM
Әбсәләм
105,3 FM
Әлмәт
92,9 FM
Базарлы матак
107,1 FM
Балык бистәсе
104,9 FM
Баулы
107,5 FM
Биләр
101,7 FM
Болгар
106,0 FM
Бөгелмә
101,7 FM
Буа
100,3 FM
Зәй
106,6 FM
Кадыбаш
105,2 FM
Казан
91,5 FM
Кайбыч
106,1 FM
Кама тамагы
71,51 FM
Кукмара
107,9 FM
Лениногорский
102,1 FM
Мамадыш
106,2 FM
Минзәлә
107,3 FM
Мөслим
100,0 FM
Нурлат
104,7 FM
Олы Әтнә
71,42 FM
Сарман
107,8 FM
Теләче
106,1 FM
Түбән Кама
102,6 FM
Чирмешән
107,7 FM
Чистай
103,0 FM
Чүпрәле
91,0 FM
Шәмәрдән
102,3 FM
Яңа чишмә
107,0 FM
Яр Чаллы
105,5 FM
сейчас в эфире
слушать эфир
смотреть эфир

Ильгам Валиев: «Одна маленькая роль перевернула мое мышление, я хотел быть эстрадным певцом, а стал оперным»

ТНВ представляет интервью с оперным певцом, солистом Екатеринбургского и Башкирского театров оперы и балета, заслуженным артистом РБ и РТ в рамках специального проекта «7 дней плюс».

В новом проекте на телеканале ТНВ почти ежедневно в будние дни будут выходить интервью с выдающимися татарскими учеными и экспертами.

Сорок девятым героем специального проекта стал оперный певец, солист Екатеринбургского и Башкирского театров оперы и балета, заслуженный артист РБ и РТ Ильгам Валиев.

В интервью корреспонденту ТНВ Валеев рассказал о своем становлении как оперного исполнителя, знакомстве с Ильгамом Шакировым и Хайдаром Бигичевым, а также о влиянии на него композиций этих певцов.

«Улым, может, приедешь в Казань? Нам всегда нужны такие певцы!»

- Вас назвали в честь певца Ильгама Шакирова, это верно?

- Да! Это был 1975 год и Ильхам абый Шакиров был на взлете среди татарских и башкирских певцов. И, конечно же, мой папа, который был ярым поклонником Ильгама Шакирова, а я должен был вот-вот родиться. Незадолго до это группа Шакирова приезжала в соседнюю деревню, мои родители конечно же были на концерте, после чего у них состоялась встреча с Шакировым и мой папа тогда сказал: «Если у нас родиться сын, я обязательно назову его Ильгамом».

- Вы ведь впоследствии стали еще и певцом…

- Да! Не зря ведь говорят, что имя многое решает в судьбе человека. Когда я был еще маленьким, меня всегда дразнили «О, Ильгам Шакиров!», а я думаю ну почему Шакиров то, у меня же другая фамилия!? А позже когда я вырос, я услышал песни Шакирова по радио Казани и начал напевать его песни. С того момента я понял, что вот он кумир миллионов. Собственно, он стал и моим кумиром.

- Как это проявлялось?

- Когда я впервые послушал его песни, было такое ощущение, будто я их раннее уже слышал. А когда я сам начал музицировать, петь, опять-таки слушать, у нас было дома много пластинок Шакирова. Мой отец рассказывал: «Идешь летом по деревне, и из каждого открытого окна звучит песня Ильгама Шакирова». Так фанател народ! Я собирал пластинки, записывал аудиокассеты, засыпал и просыпался с его песнями.

- Какая песня вам ближе всего?

- Сложно сказать о какой-то одной, я бы назвал «Хушлашырга ашыкма», «Искер кара урман».

- А вам удалось в последствии лично встретиться с Ильгамом Шакировым?

- После армии я поступил учиться в училище искусств, это был 1995-96-й год и в Казани в те времена проводились конкурсы, один из них «Татар җыры». Председателем конкурса всегда был Ильгам Шакиров, а у меня всегда была мечта, чтобы хоть где-то издалека его увидеть. Я приехал в Казань, первые два тура конкурса проходили в театре Тинчурина и мы дошли до финала и я даже занял 1 место, точнее мы поделили его с Расимом Низамовым. Гала-концерт конкурса «Татар җыры» проходил в театре оперы и балета им. М. Джалиля и именно там, я стоял в коридоре перед концертом и мне навстречу идут два великих певца Ильгам Шакиров и Хайдар Бигичев. Ну, объяснить мое состояние в тот момент невозможно! А у меня в руках был диплом и я говорю: «Ильгам абый можно вашу подпись?», а он предложил мне зайти в их кабинет, я даже не помню что им говорил. Ильгам Шакиров и Хайдар Бигичев говорят мне: «Улым, может, приедешь в Казань? Нам всегда нужны такие певцы!», а я им говорю: «Ильгам абый, я только учусь. Спасибо за то что позвали и оценили меня!».

Позже, когда я уже стал профессиональным певцом, мне приходилось выступать с ним на различных концертах в филармонии, в оперном театре, даже бывало что мы ездили вместе на Сабантуи.

- Вы упомянули Хайдара Бигичева, его вы также называли своим учителем…

- Да! Но учителем не по вокалу. Опять-таки говоря об Ильгаме Шакирове он привнес много нового мелизматику, фальцет, вокализы. Он не поет 3 одинаковых куплета, когда его слушаешь – ты будто смотришь фильм! И я учился у него петь также. Сейчас, когда я берусь исполнять новые песни, я думаю, как бы сделали они, я использую их приемы. Также и Хайдар Бигичев, он же оперный певец, классик. Слушая его, я сам как оперный певец стараюсь использовать его приемы. Когда нам приходиться исполнять башкирские или татарские оперы, мы все равно стараемся включать туда свою традиционную мелизматику, чтобы это было ненарочито, а аккуратно как это делала Хайдар Бигичев, Зиля Сунгатуллина, Венера Ганиева. Я изучаю Хайдара Бигичева, стараюсь находить его записи, даже видеозаписи.

«Ставили оперу «Кахым-туря» там была маленькая роль часового, которую я исполин, тогда я и заболел оперой!»

- Вы родились в деревне Имянликулево Чекмагушевского района Башкортостана и в детстве хотели стать эстрадным певцом, это правда?

- Да, конечно! Потому что эстрада была ближе. Мы росли в деревне, не зная, что такое классика и опера. Я впервые в жизни увидел фортепиано, когда только поступил в училище искусств после армии. Мы знали баян, гармошку. Как я уже упомянул, в наше доме всегда были артисты, потому что мой отец был большим поклонником музыки, знал многих артистов и в свое время был председателем колхоза. Он всегда приглашал артистов на праздники и просто так. У нас в доме даже гостили Хайдар Бигичев с Зухрой Сахабиевой. У меня с детства были на слуху все татарские песни. Позже я научился играть на гармошке, провожал девушек в соседнюю деревню, мы так познакомились с моей женой. Я достал запись с концерта Ильгама Шакирова 1975 года, он конечно, не такого качества как записывают сейчас, но там живая энергетика! Именно тогда, в 1975 году прозвучали песни «Идел буе каеннары» - я ее люблю и очень часто пою, «Кичер мине әнкәй, гафу ит», «Яшьлегемә кире кайтыр идем» - это песни, которые стали шлягерами, их пели на улицах и на концертах.

- Но, все-таки вы выбрали другой путь и это не эстрада. Вы не забываете народные татарские песни, классические, но все-таки у вас больше присутствует опера. Когда появилась эта любовь к опере?

- Еще до армии я был популярен у себя в деревне, в соседних. Я играл на гармони, пел, мы даже давали концерты. Меня даже отпрашивали у директора школы, у родителей, чтобы я выступал на свадьбах. В то же время я выступал на районных площадках. Моя землячка из соседней деревни – это певица Зульфия Шакирова, они даже пели дуэтом вместе с моим папой. Помню советские времена, когда стоит хор и поет про Ленина и про войну, а Зульфия Шакирова и мой отец солировали. И она мне как-то сказала: «Я слышу что ты хорошо поешь, спой мне что-то», я спел и после этого она сказала: «Езжай в Уфу, у меня там педагог и я ей позвоню», и ближе к лету я поехал поступать. Я спел песню акапельно, сыграл на гармони и меня сразу же приняли. Для меня, человека который играл на гармони и пел народные песни первые 2 года были катастрофой. Потому что опера нам чужда, мы никогда такого не слышали. И постепенно, когда экзаменах нужно было петь маленькие арии и на русском, и на итальянском – я втянулся и у меня неплохо получалось. Оперой я заболел, когда поступил учиться в Академию искусств. Там был такой предмет как оперная подготовка, где мы ставили миниспектакли и пели отрывки. В один момент в коридоре меня поймал режиссер, который работал в театре и преподавал у нас оперное пение и спросил: «Ты знаешь песню «Эскадрон»?», я говорю: «Да, знаю», он говорит: «Бегом театр, мне нужен человек, который знает эту песню». А в этот момент там ставили оперу «Кахым-туря» - это последняя опера великого, башкирского композитора Загира Исмагилова, о молодом башкирском военачальнике Кахыме Мурзашеве, который в годы Отечественной войны 1812 года повел свои войска вместе с Кутузовым против Наполеона, брал Париж и погиб на обратном пути. Там была маленькая роль часового, который стоит на вышке, заскучал и начинает петь башкирскую песню «Эскадрон». Я прибежал, спел, меня послушал режиссер из Мариинского театра Иркин Габитов и сказал: «Приходи вечером на репетицию, тебе выдадут костюм», а выпуск спектакля был уже не за горами. Я пришел на репетицию, надел костюм, мне показали куда встать, сказали запеть, когда заиграет музыка. И вот я стою, открывается занавес, я тихонько разворачиваюсь, будто вспоминаю про Урал, запел песню и чувствую что это что-то родное, невозможно объяснить это состояние. Театр – это храм, зал, симфонический оркестр, декорации, костюмы и вся эта театральная обстановка захватила меня в тот момент. И с того вечера я понял, что мне нужно идти в оперный театр и готовить себя как оперного певца. Тогда я и заболел оперой!

tnv.ru

Другие новости
Загрузка
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий:
Баннер в футере
ООО "Сельхозснаб"
ООО "Сельхозснаб"
АБД-дом там, где мы
АБД-дом там, где мы
АГРО-РОСТ
АГРО-РОСТ
ИДЕЛЬ списание долгов
ИДЕЛЬ списание долгов
КАН АВТО
КАН АВТО
КОЛЬЦО
КОЛЬЦО
ЛОТОС-МЕД
ЛОТОС-МЕД
Мастерская Мустаевой
Мастерская Мустаевой
Общественный Фонд татарской культуры Республики Татарстан имени Рашита Вагапова
Общественный Фонд татарской культуры Республики Татарстан имени Рашита Вагапова
Профсоюз ОАО "Татнефть"
Профсоюз ОАО "Татнефть"
СОЛИДКОРМ
СОЛИДКОРМ
ТАНК
ТАНК
ЦДМ
ЦДМ
ООО «ДаМилк-Агро»
ООО «ДаМилк-Агро»
Компания "Сабинские окна"
Компания "Сабинские окна"